Этот народ имел свой язык и письменность, пока не поддающуюся расшифровке
Пикты — самый загадочный народ средневековой Европы. Практически ничего не известно об этих «варварах», которые занимали покрытые туманом земли к северу от Адриановой стены. Древние жители севера Шотландии были так же загадочны для своих современников, как и для сегодняшних ученых. Они говорили на неизвестном языке, расписывали и татуировали себя сложными узорами, плавали по морям и практиковали преемственность по женской линии.
Разрисованные люди
Пикты не оставили после себя никаких письменных записей. Почти все, что сегодня известно о них, получено из источников их врагов. В 297 г. римский писатель Евмений сделал первую ссылку на народ, живущий к северу от стены Адриана, назвав их pictus, что значит «расписанные», «разрисованные». Ирландцы называли пиктов cruithni, или «люди с рисунками». Тесная параллель с римским названием предполагает, что «пикт» — это имя, которым, возможно, сами себя назвали северные шотландцы.
Пикты были конфедерацией племен, которые обрели свое самосознание, сражаясь с общим врагом. Римляне пытались завоевать их много раз, но потерпели неудачу. Позже пикты объединились против викингов. К 900 г. они исчезли из исторических записей, по-видимому, слившись с южной шотландской культурой. Некоторые современные ученые утверждают, что загадочные племена называли себя «печт» — это слово обозначало «предки». Слова «петт» и «питт» по-прежнему занимают видное место в названиях мест, связанных с пиктами.
Загадка пиктографического языка
Загадка и язык пиктов. Согласно «Истории английской церкви и ее народа», в Британии в VIII в. было 5 языков: английский, латинский, британский, гэльский и пиктский. В «Жизни св. Колумбы» Адмон показал, что св. Колумба нуждался в переводчике среди пиктов. Без письменных источников единственное свидетельство загадочного языка — это разбросанные географические названия, личные имена и непонятные наскальные рисунки.
Некоторые считают, что пикты говорили на местном наречии, возможно, на языке бронзового века, скорее, близком к баскскому, чем к кельтскому. Другие полагают, что пикты говорили на P-кельтском языке, который был сродни британскому, который встречается сегодня в Уэльсе. Сторонники этой теории указывают на то, что пиктские топонимы в северо-восточной части Шотландии явно индоевропейского происхождения и связаны с другими кельтскими языками. Третья теория предполагает, что шотландские племена говорили на Q-кельтском языке, принесенном на их территории ирландцами. Пикты также использовали алфавит огам, который возник в Ирландии.
Предпринимались не раз попытки исследовать, привести в порядок и по вероятности расшифровать рисунки пиктов. Первую солидную систематизацию предложили в 1903 г. британцы Джей Роммили Аллен и Джозеф Андерсон — они поделили все камни по группам на дохристианский период и христианский, когда к традиционным узорам пиктов и изображениям звериных добавилась христианская символика. Аллен и Андерсон описали все встреченные на камнях символы. В течение прошлого столетия их число то пополнялось новыми находками, то уменьшалось за счет объединения в группы. В одном из последних работ набралось 43 символа, которые повторяются с различной периодичностью.
Лингвисты из Института Эксетера во главе с профессором Робом Ли пошли еще дальше. Они проанализировали символы и их сочетания на камнях с помощью теоремы американского математика Шеннона, которая позволяет описать максимально допустимые варианты кодирования без потерь. Скажем, изображение наездников и охотничьих собак является, скорее, не примитивной зарисовкой охоты, а призывом к действию. Правда, это все лишь предположение. Увы, расшифровать сообщения пока не удалось. «Раньше считалось, что мы имеем дело с языческой символикой, — говорит Роб Ли. — Либо же что это символы, обозначающие принадлежность к какому-нибудь определенному роду. Но все оказалось не так примитивно». По словам изыскателей, код пиктских камней значительно труднее и путанее, чем та же символическая азбука древних египтян. А значит, мы имеем дело с высокоразвитой цивилизацией, а не с враждебными варварами.
Преемственность по женской линии
Один из самых прочных мифов о пиктах состоит в том, что они практиковали преемственность по материнской линии. В книге «Церковная история» Беде отмечает, что, когда пикты прибыли в Британию по морю из Скифии, у них не было жен, и им пришлось просить невест у ирландских скоттов. Скотты дали женщин только при одном условии: пикты должны были выбрать правителя из женского королевского рода, а не из мужчин. Написанные в XIV ст., «Хроники пиктов» перечисляют королей и время их царствования. Монархам пиктов до конца VII в. никогда не удавалось передать титул своим сыновьям. Однако королей идентифицируют имена их родственников мужского пола. Критики считают, что рассказ Беды мог быть уловкой, оправдывающей ирландское господство на землях пиктов. Некоторые из них, например, автор книги «Кельты и классический мир» Дэвид Ранкин, считают, что матрилинейная преемственность могла быть доиндоевропейской.
Кто убил пикта?
Исследователи из университета Данди сделали реконструкцию лица мужчины-пикта, который был жестоко убит 1400 лет назад. Его прозвали Человеком Роземарки. Его скелет лежал в тени пещеры на Черном острове, Росс-Шир. Радиоуглеродная датировка определила возраст останков между 430 и 630 гг. н.э. Человек лежал со скрещенными ногами, сверху тело завалили камнями. Согласно судебному антропологу, Человек Роземарки встретил свой жестокий конец от тяжелых повреждений головы. Зубы жертвы были разбиты, челюсть сломана, череп был пронзен и раздавлен. Несмотря на жестокость убийства, есть свидетельства, что человек был похоронен с большой заботой. Никто не знает, был ли мужчина убит в какой-то стычке или принесен в жертву.
Человек из Райни
В 1978 г. недалеко от поселка Райни шотландский фермер обнаружил массивную каменную плиту, изображающую человека, несущего топор. Он был назван Человеком из Райни. Этот 6-футовый орнаментированный камень с тех пор не переставал ставить археологов в тупик. Считается, что каменной стеле около 700 лет и на ней изображен человек с длинным острым носом, с бородой, головным убором и в тунике. Человек из Райни был обнаружен недалеко от Craw Stane, еще одного пиктского резного камня с изображением лосося и неизвестного животного.
Раскопки в Райни в период с 2011 по 2012 гг. обнаружили такие артефакты, как средиземноморская керамика, французское стекло и металлические предметы англосаксонского происхождения. Такие примеры международных торговых связей предполагают, что это место, возможно, было королевской резиденцией. Археологи также обнаружили доказательства существования передовой металлургии в Райни. Наиболее распространенной интерпретацией Человека из Райни является то, что это изображение Эсуса — кельтского бога деревьев и леса. На данной территории также есть камни с ирландским алфавитом огамом и более поздними кельтскими каменными крестами.
Пока же информации о пиктах слишком мало, чтобы можно было говорить подробно об их истории. При этом очевидно, что загадочное племя оставило немалый след в Британии, а потому интерес к нему будет только подогреваться.
По материалам Сhuchotezvous.ru, Dokx.ru