Какими бывают тролли? Какое место занимают они в древней мифологии и в современном мире?
Эти существа есть как в сказках, так и в реальности, могут быть как большими, так и маленькими, как симпатичными, так и омерзительными.
Тролль — порождение германо-скандинавской мифологии. Когда-то тролли были могущественными великанами, которые назывались етунами. Их сила была чудовищна. Етуны были жестокими и крайне упрямыми существами, постоянно враждующими с небожителями и людьми. Великаны эти, если верить легендам, когда наступит конец света, выступят против главных богов скандинавского пантеона, таких как Тор.
С приходом христианства языческие верования стали стираться, а языческие божества — трансформироваться, переселяться из божественного пространства в пространство сказок. В сказках троллей рисовали существами уже не такими могущественными, но все равно — чрезвычайно сильными и такими же вздорными, как раньше. Только легенды начали приписывать им вражду не с языческими богами, а с церквями — мол, тролли, как могли, старались препятствовать строительству, поскольку не выносили колокольного звона. А за то, чтобы держать троллей в узде, отвечать стал не языческий Тор, а христианский святой Улав, который умел управлять горами и скалами и обращать троллей в камень.
Слово «тролль» в переводе со шведского означает «очарование», «колдовство». Эти великаны умели наводить волшбу, готовить зелья, напускать морок. Но они пугали не только колдовскими способностями и силой. Троллей сказки рисуют довольно отталкивающими — уродливые черты лица, грязные волосы, диспропорциональное тело, похожее на валун, обросший мхом. У самый знатных и сильных троллей могло быть еще и несколько голов. В общем, чудовища, да к тому же еще и прожорливые. Они питались мясом и могли охотиться не только на животных, но и на людей — живая кровь была едва ли не единственным способом согреться, поскольку тролли по своей природе были существами холодными.
Жили тролли, как правило, под землей. Одни легенды говорят, что местом их обиталища были простые пещеры, и диким троллям было их вполне достаточно. Другие сказания утверждают, будто под землей тролли возводили самые настоящие дворцы, где жили с комфортом.
Встретить троллей можно было в горах или в лесу, когда они покидали свои обиталища в поисках пропитания или по каким-нибудь другим тролльим делам. Иногда эта встреча могла окончиться хорошо, и тролли по каким-то своим причинам могли помогать человеку в обмен на то, что тот помог им. Однако большинство легенд говорит о троллях как об опасных созданиях, которые могли человека попросту сожрать.
Еще они могли воровать человеческих детей и подменять новорожденными троллятами. Дитя-подменыш все время болело, кричало, могло быть уродливым и, как правило, жило недолго. Очевидно, легенды эти возникли ради успокоения родителей, которые столкнулись с такой бедой, как больной ребенок или дитя с врожденными уродствами. Признать, что родившийся ребенок — урод, было слишком тяжело, особенно если учесть, что в средние века, например, уродство считалось печатью дьявола. Было проще верить, что настоящий ребенок украден, а вместо него в люльку подкинули тролля-уродца, который впоследствии умирал или притворялся мертвым, а потом отводил людям глаза и сбегал обратно к своим.
Для того, чтобы уберечься от троллей, советовали избегать с ними всякого контакта. Это было непросто, ведь тролли, будучи существами волшебными, умели менять свой облик — превращаться в животных или в людей, вести себя приветливо и крайне располагающе. Правила безопасности гласили, что любезному незнакомцу нельзя подавать руки, нельзя раскрывать своего настоящего имени и принимать от него угощения. Последнее — весьма распространенная рекомендация при встрече с волшебными существами. Видимо, есть некоторая аналогия со святым причастием, которое верующие принимают в церкви. Делая глоток вина и съедая просфору или облатку, христиане становятся причастными к миру господнему. Принимая еду из рук демонического существа, они делаются открыты к миру колдовства и становятся совершенно беззащитны перед ним.
Христианские атрибуты помогали от этого колдовства защититься. Ходили легенды, что тролли боятся креста, запаха ладана и, как уже говорилось, колокольного звона.
Существуют сказания том, что особый интерес у троллей вызывали человеческие женщины. Тролли воровали их и заставляли выходить за себя замуж. Жертвы были вынуждены жить с троллем, варить ему еду и рожать детей. Иногда пленницам позволяли сохранить человеческий облик, но иногда их подвергали страшному и жестокому превращению — натирали колдовским снадобьем, которое жгло кожу, делало ее черной, покрытой шерстью. Лицо испещряли морщины, нос становился похожим на луковицу, человеческий голос исчезал. Женщина превращалась в тролля, которому никогда не суждено увидеть солнце.
Причина, по которой тролли так любили жить под землей, была проста. Они, будучи порождением тьмы и колдовства, совершенно не выносили солнца, и, если на них нечаянно падал солнечный луч, превращались в камень, из которого и были рождены. Солнце разгоняло злые чары, и камень вновь становился камнем.
Есть немало преданий о том, как несчастные путники попадали к троллю в плен, и тот намеревался их сожрать. Но жертвы начинали загадывать чудовищу загадки, и оно, пытаясь их разгадать, забывало о грядущем рассвете и не успевало спрятаться от солнца.
Впрочем, не все тролли боялись света. Была особая порода — тролли из-под моста. Это были не такие дикие создания. Они превосходно управлялись с камнем, что, собственно, позволяло им строить мосты. А потом тролль поселялся под мостом и взимал плату с путников, которые хотели переправиться через реку или пропасть. Такие тролли, можно сказать, были частью экономической системы — участвовали в ней, предоставляя услуги, и клиентуру при этом не пожирали.
Однако тролли из-под мостов — это, скорее, исключение, потому что большинство легенд прямо указывают на то, что если уж ты тролль, то, попав на солнце, будь любезен обратиться в камень. Так, на севере Британии есть несколько больших скал, о которых существуют легенды — будто бы это и есть тролли, застигнутые солнечным светом. Больше всего таких скал в современной Норвегии — Тролльтинды (Волшебный трут), Тролльхольм (Волшебный холм), Тролльхейм. В Норвегии есть и другие географические названия, связанные с троллями — Тролльвей (Дорога троллей), Тролльботн (Ущелье троллей) и Тролльванн (Озеро троллей). Вообще, тролль — едва ли не самый известный сказочный персонаж скандинавов, и фигурки троллей, вырезанные из дерева, — излюбленный объект местного народного промысла.
Долгие века тролли жили только в скандинавской мифологии, практически не покидая ее пределов. Но благодаря одному человеку им удалось вырваться из привычных границ и стать известными во всем мире. Человек этот — писатель Генрик Ибсен, который в середине XIX столетия создал драматическую поэму «Пер Гюнт», в которой главный герой попадает к троллям в плен, и они пробуют принудить его к женитьбе на уродливой принцессе троллей. После поэмы тролли начали свое шествие по миру. Их стали упоминать в фантастических романах, впоследствии они стали героями компьютерных игр.
Кстати, компьютерная среда оказалась для троллей более чем благоприятной. Сетевой троллинг — это явление, достигшее расцвета в 2000-х годах. Понятие «троллинг» связано с английским словом trawling, то есть, «ловля на блесну». Сетевые тролли ловят доверчивых юзеров на провокационные сообщения, пытаясь разжечь конфликт. Их цель — больше негативных эмоций, больше «мяса», и в этом они похожи на прожорливую скандинавскую нечисть. Ради этого сетевой тролль подстрекает, провоцирует, язвит — все, лишь бы разжечь сетевую войну. Итог этой войны для тролля, кстати, не важен — ему интересен сам процесс провокации, сама ругань. Он может писать сообщения не по теме, вывешивать изображения большого размера, чтобы предыдущие сообщения стали трудночитаемыми, публиковать ссылки с шокирующими картинками или раздражающими звуковыми файлами, ну и, разумеется, подстрекать, писать комментарии расистского или шовинистического характера, перевирать факты и имена, разговаривать на заведомо спорные темы.
Социологи изучали сетевой троллинг, пытаясь понять, что заставляет человека превращаться в тролля, тем более если этого тролля вытащить из Сети на свет, то он (тролль) исчезнет. Большинство таких провокаторов социопатичны и, возможно, не знают, как по-другому привлечь к себе внимание. Негативные эмоции — это сильное проявление внимания, а оно повышает троллю самооценку. Поэтому самое лучшее, что можно сделать — просто не поддаваться провокациям. Правила безопасности примерно те же, о которых говорят легенды: не здороваться, не называть настоящего имени и не принимать от них угощение — то есть, не заглатывать наживку и не отвечать оскорблением на оскорбление. Сеть смирилась с троллями как с тараканами, от которых трудно избавиться. Но так же, как и тараканов, сетевых троллей, как правило, не любят.
С другой стороны, есть тролли, которых обожает подавляющее большинство людей, которые с ними сталкивались. Это муми-тролли, совершенно непохожие на зловещих троллей из древних мифов и уж тем более на сегодняшних сетевых. Создания, которые вышли из-под пера финской писательницы Туве Янссон, заставляют вспомнить о первом значении слова troll – «очарование». Редко кому из читателей, неважно, взрослые они или дети, удается не попасть под очарование муми-семейства и их друзей, которые сталкиваются с хаттифнатами, спасаются от кометы или ищут жемчужины. Серия книг о муми-троллях — дружелюбных и предприимчивых маленьких существах — написана с огромным юмором и теплотой. Наверное, поэтому у муми-троллей столько поклонников. Создательница муми-троллей Туве Янссон умерла в 2001 году. Но не все знают, что при жизни она дала разрешение другим авторам сочинять книги о своих героях. Например, сейчас в Финляндии и Швеции книги о приключениях жителей долины Муми пишут около десятка авторов. Редкий случай, когда сказочная мифология, созданная писателем, продолжает развиваться и после его смерти — и с его полного благословения.
Екатерина Антропова http://sputniknews.ru