Горько думать, сколько уникальных памятников русского деревянного зодчества утрачено по вине людей и стихийных бедствий. И тем удивительнее узнавать, что некоторые из них уже в наше время, в XXI веке, возродились из небытия. В этом можно убедиться, посетив расположенный неподалеку от Санкт-Петербурга этнографический парк деревянного зодчества «Усадьба Богословка», который прозвали петербургскими Кижами.
Парк расположен всего-то в 20 минутах езды на рейсовом автобусе от станции метро «Ломоносовская». В парке нас встретил роскошный многокупольный Покровский деревянный храм высотой 20 метров — почти копия знаменитой Спасо-Преображенской церкви на острове Кижи. Между тем храм под Санкт-Петербургом возвели не три столетия назад, а уже в наше время. Впрочем, сравнения неизбежны и с другими церквями. Вспоминается деревня Анхимово, где в 1708 году срубили ту самую Покровскую чудо-церковь. Основу ее композиции представлял восьмерик с четырьмя двухъярусными прямоугольными прирубами, украшенными устремленными ввысь многочисленными главками, установленными на бочках. Храм в Анхимово появился чуть раньше его знаменитой соседки — Спасо-Преображенской церкви в Кижах. Оба храма, считают историки, создавала одна бригада мастеров во главе с легендарным Нестором. Только анхимовскую церковь украшали 17 куполов, а ту, что в Кижах, уже 22…
Возвышавшаяся на берегу реки Вытегры Покровская церковь отражала сам дух петровской эпохи. Миф гласит, что церковь возвели не без участия Петра I — опять-таки, если верить легенде, по весьма печальному поводу. В конце XVII века якобы по повелению царя сын местного крестьянина Плотникова был казнен за хулу на государя. В помиловании царь якобы отказал, но разрешил поставить церковь в память о казненном. Царь якобы сам начертал рисунок, по которому ее и возвели. Государь не раз посещал храм во время поездок на Русский Север. Да и другие русские монархи не оставили эту церковь без внимания. В 1793 году ее посетила Екатерина II, а в 1803 — Александр I, передавший храму икону Покрова пресвятой Богородицы XVII столетия, хранящуюся ныне в Русском музее. Церковь стояла на берегу Вытегры, превратившейся в оживленный торговый путь, связывавший Волгу с Невой, и покоряла всех своим великолепием.
В 1950-е знаток древнерусского искусства академик Александр Ополовников и его сподвижники сделали обмеры Покровского храма. И ведь как в воду глядели — чертежи пригодились! В 1963 году храм сгорел — местные мужички развели большой костер возле церкви и не уследили за огнем. Помнится, приехав в Анхимово, мы долго бродили по заметенной снегом площадке, на которой был установлен памятный крест — на том самом месте, где возвышался Покровский храм. Неподалеку от креста стоят две уцелевшие, но заброшенные каменные церкви. Набрались смелости, постучали в дверь выходившей к площадке с крестом избушки. Старушка хозяйка запомнила тот пожар и рассказала, как объятый за считаные минуты пламенем храм пытались спасти тушившие с реки пожарные катера. Но было поздно…
И вот недавно мы отправились на теплоходе из Петербурга в Москву. Через час после отплытия обратили внимание на выглядывавшие из-за деревьев на правом берегу Невы маковки церкви, очень похожие на те, что возвышались в Кижах и Анхимово. Мистика какая-то? Но через несколько мгновений мы увидели многокупольную деревянную красавицу. Оказывается, в 2008 году храм был воссоздан. В основу его возрождения легли уже упомянутые чертежи, исполненные академиком Ополовниковым. В новом храме проводятся богослужения. Внутри церковь поражает своей красотой: искусно расписанный потолок-небо, очень похожий на тот, который украшал когда-то предшественницу — церковь в Анхимово.
Вместе с Покровской церковью на территории «Усадьбы Богословка» заново построили и погибшую колокольню Нижне-Уфтюгского погоста 1670 года, находившегося на территории бывшей Вологодской губернии. Ее воссоздали по плану реконструкции академика Владимира Суслова. Кроме того, появилась часовня Спаса Нерукотворного из деревни Кириллово Каргопольского уезда тогдашней Олонецкой губернии. Ее освятили в 2009 году. В часовне хранится образ «Спаса Вседержителя» — выполненная на бересте копия иконы Рублева, пребывающей ныне в Третьяковской галерее.
Храм, часовня и колокольня расположены, как уже отмечалось, совсем близко от Петербурга. Люди приезжают сюда на машинах, автобусах, некоторые из паломников идут пешком. И всех их ожидает встреча с прекрасным на берегу полноводной Невы.
Елена Наумова, «Труд»