Книга «Европе не нужен евро» Тило Саррацина актуальна, хотя и написана более 10 лет назад, в начале 2010-х годов.
Немецкий экономист и политик с необычной фамилией променял успешную и многообещающую карьеру на правду. Он мог бы сейчас быть, например, главой ЕЦБ, может быть, видным немецким политиком, просто преуспевающим руководителем какой-то корпорации. Когда глава Бундесбанка (ЦБ Германии) Аксель Вебер собрался уходить в швейцарский UBS, Саррацина прочили в его преемники в Бундесбанке, но… Будучи членом совета директоров Бундесбанка, Саррацин дал ряд скандальных интервью и написал «Германия. Самоликвидация». В итоге его заставили уйти из Бундесбанка. Книга, как и его интервью, касалась текущих социальных и экономических вопросов, которые уже становились проблемой для Германии в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Одной из главных проблем Саррацин считает политику мультикультурализма, которая и сейчас все еще проводится в Германии. Он сразу объяснил, что это не вопрос расизма, а вопрос формы, в которой эта политика проводится. Прям во введении Саррацин удивляется тому, что немцев волнуют совсем не те проблемы, которые должны были бы. Их беспокоит экология, климат, глобальное потепление, но Саррацин уверен, что беспокоиться об этом нет смысла, просто через три поколения с текущим уровнем рождаемости и его динамикой немцев просто не останется. Далее Саррацин с цифрами раскрывает читателю всю суть нынешних и будущих проблем Германии — социальных, культурных и экономических. Можно ли исправить ситуацию? Саррацин считает, что можно… В Германии книга сразу стала одной из самых продаваемых научно-популярных книг за всю историю ФРГ. Только за 2 года было продано 1,5 млн. экземпляров. В той книге Саррацин предсказал кризис немецкой экономике. Сегодня она в нем.
А в своей работе «Европе не нужен евро» Тило Саррацин ставит актуальные вопросы уже в масштабах всей Европы. Он рассуждает на тему, выдержит ли большой экономический кризис теперь ЕС? Было понятно уже тогда — в 2012, что он надвигается. Не ясны были только его форма и масштабы. Кроме того, автора волнует вопрос, вытекающий из первого: выдержит ли кризис одно из главных достижений объединенной Европы — единая валюта?
Почему Германия и другие экономически развитые страны Западной Европы вынуждены в ущерб себе тянуть на своих плечах слабых? Проще говоря, платить за всё? Удерживать ли в рамках курс евро? Это все крайне важно понимать и сегодня. Кризис развивается, становится многофакторным. ЕС уже поддерживает не только страны, входящие в него. От дешевых источников энергии он отрезан, рынок капитала работает в одностороннем варианте — из Европы.
Уже в 2012 Тило Саррацин задался вопросом: а нужны ли вообще и эта единая валюта, и этот Евросоюз, объединивший страны, разные не только по культуре и национальным особенностям, но, прежде всего, по уровню развития экономики?
В свое время бывший канцлер Германии Ангела Меркель сформулировала: «Если рухнет евро, то рухнет и Европа». Саррацин эту мысль развивает. Важным в высказывании Меркель является то, что соотношение между успехом или неуспехом евро, с одной стороны, и дальнейшей европейской интеграцией, с другой стороны, асимметрично. Сильный или слабый евро автоматически ничуть не делает Европу мощным геополитическим игроком. Но развал еврозоны мог бы угробить изначальную идею евроинтеграции.
Именно поэтому необходимо, по мнению автора, делать все, что укладывается в рамки разумного, для того чтобы защитить валюту евро! Однако не любой ценой. «Цена, которая платится за евро, была бы слишком высокой, например, в том случае, если результатом стала бы общая фискальная ответственность в еврозоне. Она была бы также слишком высокой, если бы основные условия единой валюты на длительное время препятствовали бы экономическому развитию в южных странах или ограничивали бы добросовестную конкуренцию в странах евро». Европа семимильными шагами движется в этом направлении.
Автор задается любопытным и важным вопросом. Евро, евроинтеграция — это понятно. А в чем еще, кроме валютного союза, есть эта евроинтеграция? Армия, единые и серьезные органы управления, законодательной власти (не Европарламент), единые таможенные правила, пограничные, миграционные? Может, есть европейская конституция? Нужен ли европейским странам вообще Евросоюз?
Источник: t.me/alexbobrowski