Нестабильная ситуация в Ливии может сорвать итальянский план поставок энергоносителей.
Глава правительства Италии Джорджия Мелони, на основании обещания, включенного в предвыборную программу ее партии «Братья Италии», запустила «План Маттеи» (название дано в память о Энрико Маттеи, бывшего президента Итальянской Нефтегазовой Компании (Eni), погибшего в загадочной авиакатастрофе в 1962 году). План, очень подробный и рассчитанный на четыре года, направлен на укрепление партнерства и сотрудничества между Италией и африканскими государствами, в том числе, с Ливией, богатой месторождениями углеводородов. В соответствии с «Планом Маттеи» Италия пытается укрепить партнёрство с Ливией в сфере энергопоставок, несмотря на то, что ситуация с начала 2024 года там, мягко скажем, достаточно нестабильна.
Так, 1 апреля 2024 было совершено вооруженное нападение с использованием РПГ на дом главы Правительства Национального Единства Ливии (ПНЕ) Абдула Хамида ад-Дабайбы. Как сообщают ливийские СМИ, «дом ад-Дабайбы, расположенный в районе аль-Андалус, к западу от Триполи, был разбомблен гранатовыми снарядами неизвестными на лодке с моря, обошлось без жертв». В западной части страны регулярно происходят боестолкновения между враждующими группировками. Так, 17 февраля в Триполи вооруженные столкновения произошли между отрядами МВД ПНЕ и группировкой «Фурсан Джанзур» одновременно в трех западных районах города.
Ситуация в нефтяном секторе также крайне нестабильна. Только с начала 2024 года добыча нефти в Ливии несколько раз приостанавливалась из-за непрерывных забастовок на нефтяных месторождениях и в их инфраструктурах. Начало года охарактеризовалось сохранением «форс-мажорных обстоятельств», то есть, невозможностью доставки партий сырой нефти потребителям с одного из крупнейших нефтяных месторождений Ливии — аш-Шарара. Демонстранты в регионе Феццан, на юго-западе Ливии, в начале января фактически закрыли нефтяное месторождение аш-Шарара недалеко от города Убари в знак протеста против перебоев с подачей топлива и газа, слабости общественных и базовых услуг, роста контрабанды. При этом забастовщики угрожали закрыть также нефтеносное месторождение аль-Филь, если их требования не будут выполнены.
Месторождение аш-Шарара в настоящее время добывает 240 тысяч баррелей в день и считается крупнейшим ливийским месторождением с ежедневным потолком добычи в 300 тысяч баррелей и доказанными запасами, оцениваемыми в 3 млрд. баррелей. До объявления о его закрытии суточная добыча по стране составляла около 1,2 миллиона баррелей в день.
В результате нестабильность ливийского нефтяного сектора напрямую затрагивает интересы Италии. Как сообщило итальянское информационное агентство «Нова», протесты начались 8 января возле нефтяного комплекса Меллита — совместного проекта ливийской Национальной Нефтяной Корпорации (National Oil Corporation, Noc) и итальянской нефтегазовой компании (Ente Nazionale Idrocarburi, Eni). Протестующие угрожали прекратить поставки газа в Италию. Среди их требований было требование об отставке председателя совета директоров ливийской Национальной Нефтяной Корпорации Фархата Бен Кадары. Движение, продвигающее демонстрацию, уже организовало подобные акции протеста в других городах западной Ливии: аз-Завия, Сорман, аль-Аджйлат и аль-Джабаль. Протестующие угрожали также закрыть еще два нефтегазовых объекта недалеко от Триполи, а группа, называющая себя движением «аль-Када алаа аль-Фасади» («Искоренить коррупцию»), выдвинула ультиматум, заявив в онлайн-видеотрансляции, что «прекратит перекачивать газ из комплекса Меллита».
25 февраля рабочие нефтяных объектов производственного комплекса Меллита заблокировали заводы, поскольку обещания о повышении зарплат и благосостояния не были выполнены. Пострадавший трубопровод транспортирует 200 миллионов кубических метров газа в день, что составляет примерно 20% от общего объема добычи Меллиты. По словам представителя протестующих, доступ к производственному комплексу и некоторым месторождениям был закрыт. Этот узел как раз осуществлял экспорт ливийского газа в Италию по газопроводу «Greenstream». Мощность агрегата Меллита составляет примерно 11,5 миллиардов кубических метров в год.
Как сообщает «аль-Арабия»: 12 февраля в городе аз-Завия, на западном побережье Ливии, вспыхнули ожесточенные столкновения возле местного нефтеперерабатывающего завода. Столкновения произошли из-за конфликтов между ополчениями «Абурас» и «аль-Касаб» — двумя крупнейшими формированиями, контролирующими город и дислоцированными на его территории. На видеороликах, размещенных в социальных сетях, видно, как люди в панике покидают районы вооруженных столкновений. Кстати, аз-Завия является одним из городов западной Ливии с наибольшим присутствием вооруженных формирований. По другим сведениям, столкновения вспыхнули между 103-м батальоном, известным как «Батальон Силаа», возглавляемым Османом аль-Лахабом, и вооруженными формированиями, принадлежащими контрабандисту Мухаммаду Кашлафу по прозвищу аль-Касаб, находящемуся под санкцией со стороны Совбеза ООН.
20 февраля сотрудники службы безопасности нефтяных объектов в аз-Завии объявили о закрытии нефтеперерабатывающего завода аз-Завия и нефтяных комплексов Меллита и Мисурата, требуя упорядочить условия их работы и увеличить заработную плату. В телевизионном заявлении они предоставили менеджерам по управлению тремя нефтяными объектами «пять дней» на то, чтобы ответить на их требования, пригрозив в противном случае усилить протесты, закрыть другие нефтяные объекты и месторождения. Правительство ад-Дабайбы ответило протестующим уступками.
По данным итальянского «Нова»: «Закрытие нефтяных объектов относительно часто происходит в Ливии, в частности, в юго-западном ливийском регионе Феццан, богатом нефтью, но бедном услугами, где правительство Триполи не контролирует ситуацию. А контролирует ее скорее клан, связанный с Хафтаром и его сыновьями, особенно Халедом и Саддамом, недавно повышенным с ранга бригадного генерала до ранга дивизионного генерала». Такой подход указывает на явно политическую подоплеку вопроса.
Возникает справедливый вопрос: как правительство Мелони намерено расширять сотрудничество со страной, в которой систематически саботируется нефтяной комплекс, где нет стабильности и единого правительства, где контрабанда энергоносителей является одной из главных проблем ливийского нефтяного сектора?
Премьер-министр Джорджия Мелони, открывая конференцию Италия-Африка в сенате 29 января 2024 года, заверяла, что «План Маттеи» «может рассчитывать на первоначальное распределение более 5,5 миллиардов евро между кредитными, подарочными сделками и гарантиями». Похоже, что деньги итальянских налогоплательщиков снова пойдут на явно провальный проект.
Элизео Бертолази, «Столетие»