Результаты социологических и статистических исследований проясняют ситуацию с тем, что и почему происходит в головах у жителей Запада. И от этой массовой деградации европейцев и американцев, живущих якобы в демократических государствах, становится страшно.
Так, Национальная Экспертиза грамотности совершеннолетнего населения США, считающаяся наиболее авторитетной организацией по оценке уровня образования в Америке, в 2000-е годы констатировала, что около 11 миллионов жителей страны вообще не умели читать. При этом, понять письменный текст средней сложности мог всего 31 процент выпускников американских школ. По сравнению с 1990-ми годами этот показатель рухнул на четверть.
Сейчас критерии оценки знаний изменились. Согласно им, 8,2 миллиона американцев в принципе не в состоянии принять участие в анкетировании по определению уровня грамотности, так как не понимают, что от них хотят. 8,4 миллиона — набирают менее «единицы» по пятибалльной шкале, а еще 26,5 миллиона — «единицу». Таким образом, примерно 43 миллиона жителей США — «функционально неграмотны». Еще 65,1 миллиона получили оценку «два». Хорошистов и отличников в понимании письменного текста в Соединенных Штатах — 26,6 миллиона, троечников — 71,4 миллиона. Таким образом, ситуация очевидно ухудшилась даже по сравнению с 2000-ми годами.
Эти же ужасающие выводы подтверждаются данными от небольших независимых организаций. Так, «Cross River Therapy» оценивает количество полностью неграмотных в США в 21 процент (в Калифорнии — в 23 процента), а количество не дотягивающих по уровню грамотности даже до уровня 6 класса — в 54 процента.
«Washington Post» и «National Geographic» провели несколько лет назад исследование, согласно результатам которого, около 90% американцев не могут показать на карте Афганистан, 75% — Иран, а 50% — Нью-Йорк.
Опрос, проведенный сайтом «Gocompare», показал, что 10% британцев не знают, где находится на карте даже Ирландия. Причем показатели среди молодежи в возрасте 16-29 лет оказались хуже среднестатистических. По данным «Expedia», примерно треть британцев не могут сразу найти Францию, а почти две трети — Аргентину. Примерно половина жителей Великобритании не знают, где в их собственной стране находится графство Девон.
Если отбросить в сторону такие базовые навыки, как чтение и умение ориентироваться на карте мира, то результаты окажутся еще более плачевными. Почти 46% американцев не знают разницы между «фактом» и «мнением», а 27% не могут отличить астрономию от астрологии. Правда, большинство американцев, к их чести, все-таки знают, что в центре Земли находится ядро, а уран используется в ядерной энергетике. Зато почти половина из них — даже не подозревают о том, что пуэрториканцы — их сограждане. По данным исследования «Morning Consult», только 54% населения США знают об американском гражданстве у жителей Пуэрто-Рико.
Ученые утверждают, что уровень интеллекта жителей Европы и Америки начал очень быстро снижаться в последние десятилетия. Так, например, в США IQ (уровень интеллекта; другими словами, уровень знаний, присущий человеку в соответствующем биологическом возрасте; понятно, что 25-летнему человеку вряд ли надо проходить тест IQ для 10-летних) за 12 лет упал на два пункта. Начиная с 1990 года, в Европе каждые шесть лет уровень интеллекта снижается на полтора балла.
Если тенденция сохранится (а на это всё указывает), то через несколько десятилетий средний уровень интеллекта жителей западных государств будет соответствовать нынешним медицинским критериям умственной отсталости.
Доктор нейропсихологии Мишель Демюрже связал снижение интеллекта с «экранным» способом получения информации — повальным увлечением сначала телевизорами, а затем — смартфонами. У детей это приводит к отставанию развития речи, нарушениям памяти, ухудшению мелкой моторики, возникновению эмоциональных расстройств. По словам Демюрже, мозг человека принципиально не менялся десятки тысяч лет. Для того, чтобы он «включался», к человеку нужно «обратиться». Экран же такого эффекта не создает. Согласно результатам психологических исследований, ребенок, запоминает слово, услышав его от родителей всего три раза. Для запоминания же с электронного устройства — слово нужно повторить не менее 60 раз. Другие исследователи признают спорную теорию Демюрже лишь отчасти.
Другая спорная гипотеза утверждает, что сильно бьет по интеллекту снижение мотивации людей к учебе. Дескать, если раньше уровень заработков человека напрямую был связан с его образованием, то теперь обыватель видит примеры ютуберов, блогеров, инфоцыган, моделей и прочих, которые получают внушительные доходы, не учась и не занимаясь никаким полезным трудом, и это оказывает деструктивное психологическое воздействие на общество.
На самом деле снижение уровня интеллекта электората на руку западным политическим элитам. Суждения обывателя в США, Великобритании или Европе основаны на примитивных школьных уроках или скудных университетских лекциях, к тому же посещение части предметов является свободным, по желанию, а не обязательным (то есть, учащийся сам выбирает, получать знания по тому или иному предмету или нет). Не говоря уж о том, что высшее образование в Европе и США в основном платное, и большинству населения без кредита не по карману. А взятый кредит надо отдавать, для чего нужно найти работу, к тому же, необходимо где-то и на что-то жить, а там появляется собственная семья, дети…
В свое время в Штатах была снята антиутопическая научно-фантастическая комедия «Идиократия», посвященная тому, к чему может скатиться западное общество за несколько сот лет при сохранении нынешних образовательных и демографических стратегий. Закончив работу над картиной, руководство создавшей ее команды ужаснулось. Студия «20th Century Fox» не решилась даже раскручивать фильм и выпускать его в широкий прокат, ограничившись показом в узком перечне кинотеатров. В итоге сборы от его продаж на DVD в 20 раз превысили сборы от широкого проката в кино, что стало для Соединенных Штатов уникальным показателем.
Напомним, что демократия (от греч. «democratia» — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Возможно, в XXI веке это и звучит дико, но самый главный враг так называемых западных демократий — это хорошая средняя школа. По-настоящему качественное образование получает на Западе относительно узкая прослойка молодежи. Окончив престижные университеты, она пополняет состав элит (элита — совокупность людей, занимающих руководящие должности в управлении государством, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти) и оказывается заинтересованной в сохранении сложившейся ситуации, очень далекой от демократии. Круг замкнулся. Однако, если его разорвать, мир мог бы стать значительно справедливее, безопаснее и… умнее.
Святослав Князев, «Столетие»