В 2017 г. в прокат вышел психологический триллер «Ужин», снятый режиссером Ореном Муверманом по бестселлеру Германа Коха. Виртуозный актерский квартет – Ричард Гир, Стив Куган, Лора Линни и Ребекка Холл– разыгрывает драму античного толка о жестоком противостоянии двух семейных пар.
Когда продюсер Котти Чубб предложил экранизировать роман, Мувермана сразу заинтересовала сложная задача: место действия нужно было перенести из Голландии в США. «При этом нужно не просто изменить физическое место действия – нужно переделать эмоциональный мир и метафоры, которые предлагает книга; нужно найти аналоги. А еще я хотел взять сатирический, на мой взгляд, роман, и сменить тональность на драматическую. Чтобы в США у него появился более глубокий смысл», — говорит режиссер. Благодаря новому прочтению, в «Ужине» смешивается несколько жанров: остроумная сатира на общество потребления, черная комедия о современной семье, социальная драма о раздробленности общества, жестокости и расизме и, конечно, напряженный триллер.
Жертва во имя правды
Сюжет картины, на первый взгляд, прост. Пол Ломан (Стив Куган), писатель и бывший школьный учитель истории, вместе с заботливой женой Клэр (Лора Линни) отправляется на ужин со своим старшим братом, влиятельным конгрессменом Стивом (Ричард Гир), который баллотируется на пост губернатора, и его второй женой, красоткой Кейтлин (Ребекка Холл). Долгая манерная трапеза в дорогом и модном ресторане, где микроскопические порции еды подают, словно безумные арт-объекты, постепенно перерастает в тяжелый разговор о самом страшном. Дело в том, что дети собравшихся – 16-летний сын Пола и Клэр и его ближайший друг и сверстник, отпрыск Стива от первого брака – совершили чудовищное преступление, которое к тому же сняли на смартфон и выложили в Интернет. Родителям теперь нужно решить, что со всем этим делать. Довольно скоро, разумеется, маски вежливости слетают, фальшивое родственное участие испаряется, а каждый из героев предстает в истинном свете.
При этом действие в ресторане, разбитое на главы в соответствии с подачей блюд и напитков (от аперитива до диджестива), постоянно прерывается флешбэками – во времена десятилетней давности, когда конгрессмен был женат на другой женщине (Хлое Севиньи), или в пьяную ночь, когда подростки совершили непоправимое. Но основное напряжение фильма поддерживается долгим разговором вчетвером. Стив Куган демонстрирует мощь своего таланта, играя «ненадежного рассказчика», человека, который из едкого мизантропа превращается в пугающего персонажа с поврежденной психикой. Лора Линни играет слепо любящую мать, готовую ради единственного сыночка на все. Ребекка Холл несколькими точными приемами воплощает женщину, которая добилась богатого влиятельного мужа и не согласна в одночасье лишиться всего. Наконец, Ричард Гир проворачивает самый впечатляющий в фильме психологический трюк: его герой, сначала предстающий типичным циником-политиканом, внезапно становится единственным человеком, готовым на самопожертвование во имя правды, морали и долга.
Сложности семейных отношений
Сцены ужина были сняты за три недели ночных съемок в Олдер-Мэнор в Йонкерсе, штат Нью-Йорк. Здание построено в начале ХХ в. Каждую ночь Муверман начинал снимать без репетиций. «Он любит внезапность. Любит своего рода маленькую истерику, которая возникает, когда актеры побаиваются отыгрывать восемь страниц диалогов, которые они еще не зачитывали вслух, — вспоминает съемки Ребекка Холл. — Мы приходили на площадку, там ставили камеру и свет – а нам не особо говорили, где камера, кого снимают и какова композиция кадра. Орен просто говорил: “Играем сцену”. Диалог становится живым и стихийным – после репетиций такого не бывает. Иногда реплики сыроваты, но они не вялые, не натужные — они всегда живые. Как режиссер он ходит по лезвию бритвы, и этим он мне нравится».
Сюжет «Ужина» движется непредсказуемо: он скачет во времени и пространстве (даже вокруг самого ресторана), и значительная часть действия – это попытки персонажей не разговаривать на тему, которую отчаянно нужно обсудить. Голос Пола звучит постоянно: он рисует перспективу, которая постепенно открывается – и оказывается ненадежной по отношению не только к остальным персонажам, но и к самому Полу. «Это непрямая стратегия рассказа. Я хотел, чтобы фильм, как и Пол, был по-своему душевнобольным, со странностями – чтобы он был неспособен удержать в поле зрения сложности семейных отношений», — объясняет режиссер.
Чтобы помочь зрителям ориентироваться в перескоках, Муверман и оператор Бобби Буковски дали фильму три основных визуальных стиля: один – для ресторана, второй – для преступления, а третий – для семейной истории. «Смешение стилей должно способствовать зрительским попыткам разобраться в персонажах и стать к ним ближе», — говорит Муверман. Ресторан снят в теплой гамме: в каждом зале она подчеркнута огнем в камине, который рифмуется со сценой преступления. Ночь преступления сделана в гамме, которая быстро меняется с красной на ледяную синюю. «Сцена, где они идут к банкомату, начинается с такого теплого цвета, — говорит Муверман. — И когда они заходят, гамма меняется на гораздо более холодную, гораздо более жесткую. Экстремальная природа преступления отражена в нестабильности цветовой палитры».
Сцены из прошлого тоже имеют собственный визуальный код. «Семейная история снята в выцветшей гамме, где доминируют зеленый цвет и резкая, передержанная экспозиция. Ведь иногда воспоминания существуют в виде смутных, ненадежных образов».
Легкомысленная музыка
«Ужин» заполняют 66 музыкальных тем – больше, чем во многих киномюзиклах. Вместе со знаменитым музыкальным продюсером Хэлом Виллнером и редактором Рейчел Фокс Муверман создал саундтрек, в который вошли произведения таких разных авторов, как Боб Дилан, Энтони энд зе Джонсонс, Филипп Глас, Нико, Уайт Мэджик, Файеруотер, Леонард Коэн и Сэвэджес. «Это странная коллекция, — говорит Муверман. – Я намеренно создал такой эклектичный набор. В ресторане много мест, и я хотел, чтобы в разных местах одновременно играли разные песни. Думаю, это хорошо отражает расщепленность этих людей и их мира. Еще я хотел, чтобы музыка противоречила настроению диалогов, так что в очень серьезной сцене может звучать легкомысленная песенка».
Книга «Ужин» вышла несколько лет назад, однако она мощно резонирует с тем, что происходит в мире сейчас – от «Брекзита» до Трампа. «Феномен нашего времени в том, что мы живем в постгуманистическом обществе, — говорит Муверман. – Мы очень не хотим признавать человечность тех, кто не входит в наше племя. Многие действуют исключительно, исходя из собственного видения своих интересов, и им тяжело признавать чужие страдания и точки зрения.
Всё сводится к отдельно взятой голове в этой эпохе и в этой истории, — говорит Муверман о главной идее картины. – У каждого своя повестка и они будут биться за нее до победного. Но в итоге не побеждает никто, потому что победа невозможна. Единственный результат – все наконец-то раскрывают карты».
Источник: Kino-punk.ru