Как снимался один из самых популярных фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор.
Начало 1960-х годов — время юности, энтузиазма и студенческих стройотрядов. Кинематограф того времени воспевал трудовые подвиги и романтику. Картина «Девчата» Юрия Чулюкина — это фильм о целом поколении молодежи, их устремлениях, переживаниях и, конечно же, о любви.
Сценарий
В основу сценария легла одноименная повесть писателя Бориса Бедного. Прошедший войну и немецкий плен Бедный по профессии был лесосплавщиком и отлично разбирался в фактуре. Едва повесть Бедного, вышедшая в «Роман-газете», попалась на глаза молодому режиссеру Юрию Чулюкину, он сразу разглядел в ней потенциал настоящего кинохита. Посоветовавшись с писателем, они решили развить бытовую тематику сюжета и добавить в него немного яркости. Бедный с энтузиазмом принялся за работу и очень быстро подготовил новый вариант сценария.
Никто заранее и не мог предположить, что будущее кино выйдет таким смешным. Комедию «Девчата» отличает одна удивительная особенность — в фильме нет ни одного отрицательного персонажа. Но автору сценария Борису Бедному и режиссеру Юрию Чулюкину все же удалось, по всем правилам драматургии, насытить сюжет конфликтами героев и заставить зрителей, не отрываясь, наблюдать за происходящим и сопереживать девчатам и юношам. Чулюкин вывел на первый план лирические отношения героев, и именно это сделало фильм таким популярным.
По задумке режиссера «Девчата» должны были стать только первым фильмом в целой серии рассказов о каждой из героинь. Уже в 1990-х годах в одном из своих интервью актриса Светлана Дружинина, исполнившая в фильме роль телефонистки Анфисы и переквалифицировавшаяся со временем в маститого режиссера, говорила о планах снять продолжение «Девчат», но проект так и остался нереализованным.
Кастинг
Подбор актеров для «Девчат» стал одной из самых больших проблем производства. Изначально режиссер Юрий Чулюкин планировал отдать главную роль своей жене — актрисе Наталье Кустинской. Она буквально влюбилась в героиню Тосю, едва прочитав повесть. Но художественный совет «Мосфильма» отклонил ее кандидатуру как неподходящую для роли простой девчонки. Свою порцию славы Кустинская получит годом позже, сыграв роль красавицы-актрисы в фильме Генриха Оганесяна «Три плюс два».
После многочисленных проб худсовет сузил число кандидатур до двух актрис — Надежды Румянцевой и Валентины Малявиной. С первого взгляда казалось, что Малявина больше подходила на роль юной Тоси — к моменту съемок ей исполнилось всего двадцать лет. Тогда как Румянцева уже разменяла четвертый десяток.
Однако Надежда Румянцева так качественно подготовилась к роли и сумела создать настолько гармоничный образ, что в итоге худсовет утвердил именно ее. Ранее Румянцева уже снималась у Чулюкина в «Неподдающихся», и режиссер остался доволен сотрудничеством.
С главной мужской ролью тоже все оказалось непросто. Передовика Илью могли сыграть Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев, Юрий Белов и Владимир Трещалов. Чулюкин настаивал на выборе в пользу Трещалова, но руководство «Мосфильма» выбрало Николая Рыбникова. 31-летний актер специально для «Девчат» сбросил 20 килограмма веса.
Не все гладко складывалось у Рыбникова с Румянцевой — актеры, игравшие на площадке влюбленных, за кадром общались с холодком. В какой-то момент дерзкая Румянцева даже вспылила: «Фильм называется «Девчата», а, значит, главная роль в нем моя!» Соперникам отлично удавались сцены ссор, в изобилии присутствовавшие в сценарии.
Яркую Анфису, от которой Илья ушел к простушке Тосе, отлично сыграла Светлана Дружинина. На роль Кати взяли Люсьену Овчинникову, близко дружившую в жизни с Надеждой Румянцевой, а роль третьей Тосиной соседки — Нади — досталась Инне Макаровой, сумевшей создать сложный образ своей героини. Маму Веру сыграла Нина Меньшикова.
Съемки
К съемкам приступили в 1961 году. Интерьеры уральского поселка лесорубов выстроили в павильонах «Мосфильма». Там же высадили около 300 елей, на время превратив в кусочек уральской тайги. Актеры были в полном восторге — пять минут пешком от гримерной, и ты оказывался на съемочной площадке в тайге. Но, несмотря на такие приготовления, нужной картинки заснеженного леса добиться никак не удавалось.
Тогда Чулюкин решил быстро отснять натурные сцены на Северном Урале в Пермской области в леспромхозе. В самый разгар зимы съемочная группа прибыла на место, где лесхозовские специалисты принялись учить актеров водить трактора и орудовать бензопилой «Дружба», строго следя за техникой безопасности.
Очень скоро выяснилось, что снимать в таких условиях просто невозможно. Из-за жестоких морозов постоянно отказывала техника, операторы укутывали кинокамеры полушубками и грели керосинками, но это мало помогало. Гримеры жаловались, что красные носы и щеки актеров невозможно скрыть ни под каким гримом.
Тогда съемки решили отложить до более благоприятных условий, и ближе к лету Чулюкин переместился в Тверскую область, договорившись с руководством другого действующего леспромхоза. Чтобы превратить лето в зиму и создать аутентичную картинку, реквизиторы привезли сотни килограмм ваты и нафталина. Они укутывали ими бревна и посыпали ветки, трактора и краны покрасили известкой, чтобы сымитировать иней. Клубы пара, врывающиеся в теплое помещения клуба с морозной улицы, создавали при помощи специального газа. Актеры морщились от едкого запаха, но стоически выносили все испытания ради искусства.
Основные натурные сцены отсняли весной и летом 1961 года, а финал — доснимали уже в августе на мощностях ялтинской киностудии. Актерам приходилось сниматься в теплых ватниках и полушубках на тридцатиградусной жаре. Гримеры в перерывах между дублями изводили целые упаковки салфеток, промакивая пот со лба киногероев.
Атмосфера внутри съемочной группы важна для любого фильма, но в случае с комедией она приобретает особое значение. Только искренне смеющиеся актеры могут заставить смеяться зрителя, и Чулюкину удалось это создать.
Со смехом вспоминает свои съемки в эпизодической роли Михаил Кокшенов, ставший впоследствии одним из самых известных комических актеров. В сцене, где передовик Ковригин пытается объясниться с Тосей, Кокшенов забегает в столовую, чтобы напиться воды. Он наливает из графина один стакан и выпивает его залпом, затем другой без перерыва. Театральная пауза длится невыносимо долго, Ковригин ждет, когда он, наконец, напьется и снова оставит влюбленных наедине. Чулюкин заставил снять несколько дублей, и Кокшенов, кажется, напился воды на всю жизнь — с тех пор, по его собственным словам, он не может без содрогания смотреть на эти графины.
Непросто далась сцена, открывающая фильм, где комендант в исполнении Михаила Пуговкина заселяет едва приехавшую Тосю в общежитие. «Живи!» — командует Пуговкин и ловко бросает через всю комнату подушку, так, чтобы она упала в изголовье койки. Но подушка никак не желала фотогенично приземляться в нужное место. И когда, наконец, разозленный Пуговкин, устав от дублей, швырнул подушку, буквально не глядя, — она упала точно в соответствии с режиссерским замыслом.
Музыка
Немалую роль в популярности «Девчат» сыграла прекрасная музыка Александры Пахмутовой, она написала марш, фокстрот и вальс, прозвучавшие в фильме. Но абсолютным хитом стала песня «Старый клен» на стихи Михаила Матусовского. В фильме ее исполнили Николай Погодин, игравший гармониста Сашку, и Люсьена Овчинникова, исполнявшая роль Кати. Несмотря на то, что оба они не были профессиональными вокалистами, их душевное и теплое исполнение песни стало одной из изюминок кинокартины.
Музыка к фильму, включая песни «Старый клен» и «Хорошие девчата» (также на стихи Матусовского), были выпущены на пластинках в середине 1960-х годов и пользовались большим успехом еще очень долго после выхода самого фильма.
Прокат
Премьерный показ «Девчат» состоялся 7 марта 1962 в московском Центральном доме кино. Это был лучший подарок к Международному женскому дню. На премьеру пришли все члены съемочной группы, кроме Инны Макаровой. Она обиделась на режиссера, который вырезал грустную сцену, где Надя расстается со своим женихом Ксан Ксанычем.
Критики приняли фильм прохладно, однако зрители составили совсем иное мнение о картине — народ валом валил в кинотеатры. Лидером проката в 1962 году «Девчата» не стали, выдержать конкуренцию с «Человеком-амфибией» и «Гусарской балладой», вышедшими в том же году, было непросто, но, тем не менее, фильм собрал почти 35 миллионов зрителей и быстро разлетелся на цитаты, превратившись в поистине народную картину.
В зарубежном кинопрокате картина получила название The Girls и взяла несколько наград на международных кинофестивалях: почетный диплом жюри Международного фестиваля фильмов для молодежи в Канне (Франция), почетный диплом Эдинбургского международного кинофестиваля (Шотландия) и приз за лучшую женскую роль на IV Международном кинофестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина). Аргентинцы настолько впечатлились игрой Надежды Румянцевой, исполнявшей роль Тоси, что прозвали ее Чарли Чаплином в юбке — трудно придумать более почетное звание для комедийной актрисы.
Лирическая история «Девчат» — одна из самых популярных лент, не теряющая своего шарма до сих пор.
Роман Сорокин, tvkinoradio.ru