Фильмы о великой империи
Снимать фильмы об античных временах непросто: нужно одновременно продемонстрировать зрелищность и эпичность древнего мира и не осрамиться из-за незнания исторических фактов. Проблема заключается и в том, что для обычного человека в известных нам Греции и Риме слишком много «сказки», начиная с легендарного взятия Трои и знаменитых любовных скандалов и заканчивая волчицей, кормящей младенцев Ромула и Рема.
Из довольно большого списка фильмов об античности были выбраны представленные ниже картины, отличившиеся умелым сочетанием как тех самых «сказочных» элементов, так и реальных исторических событий, более или менее верно представленных зрителям. О Древнем Риме снято много лент разных жанров. Среди них и классические пеплумы, и уморительные комедии.
«Бен-Гур» (1959)
Пожалуй, самый знаменитый и титулованный пеплум за всю историю кинематографа, чей рекорд в 11 статуэток «Оскара» был дважды повторен, но до сих не побит. Эпическому фильму Уильяма Уайлера об испытаниях, выпавших на долю иудея Иуды Бен-Гура, жившего во времена Иисуса Христа, более 60 лет. За это время вышел не один десяток фильмов, показывающих античные времена, но лишь единицы из них могут сравниться с масштабом, изобретательностью, костюмами и музыкальным оформлением «Бен-Гура». Знаменитая гонка на колесницах в Иерусалимском театре и сейчас является одним из лучших и напряженных спортивных состязаний, показанных в кино. В течение 212 минут зритель совершает путешествие во времени, становится свидетелем событий, которые происходили и могли происходить в первом веке нашей эры, когда Иудея была покорена Римской империей. Фильм поднимает философские и морально-этические вопросы, размышляет о предательстве, мести, верности и, конечно, вере.
«Спартак» (1960)
Не менее известный, но удостоившийся куда более скромных отзывов критиков, фильм тогда еще молодого Стэнли Кубрика о знаменитом восстании Спартака в первом веке до нашей эры является классикой жанра. Работа над картиной на всех этапах велась непросто: сценарий переписывался и дорабатывался несколько раз, проводились пересъемки, выделялись дополнительные деньги, а сам Кубрик впоследствии признавался, что «Спартак» — его единственный нелюбимый фильм.
Тем не менее, картина завоевала четыре «Оскара» и «Золотой глобус» в номинации «лучший драматический фильм», сделала Кубрику имя и закрепила за Кирком Дугласом героический образ борца за свободу. Знатокам античной истории, знакомым с работами Плутарха и Аппиана, будет интересно распознать исторические несоответствия, однако, не надо забывать, что масштабные и костюмированные ленты призваны развлекать зрителя, что «Спартаку», безусловно, удалось.
«Даки» (1967)
В 1967 году в прокат вышла военная драма совместного производства Румынии и Франции режиссера Серджиу Николаеску о сопротивлении государства Дакии римскому завоеванию в конце первого века нашей эры. Император Домициан не предполагал, что его планы по быстрому превращению расположенной на склонах гор вдоль Дуная крошечной «варварской» страны в провинцию Рима окажутся трудновыполнимыми. В фильме хорошо закрученный сюжет, живые персонажи и великолепный антураж. Через год вышел сиквел «Колонна» режиссера Мирчи Дрэгана.
«Центурион» (2010)
Родившийся и выросший в основанном римлянами Понс-Элиусе (современный Ньюкасл) Нил Маршалл наверняка в детстве натыкался на проложенные римлянами дороги или разрушенные строения. И не исключено, что легенда о пропавшем в Шотландии в начале второго века Испанском легионе будоражила воображение будущего режиссера.
Так это или нет, в 2010 году Маршалл представил на суд зрителей свою версию событий, предусмотрительно назвав ее исторически неточным триллером. Получился, действительно, наряженный и энергичный приключенческий боевик с отличной хореографией боев, дикарями-пиктами, разукрашенной в боевую окраску Ольгой Куриленко и забывшем о своей рафинированности Майклом Фассбендером.
«Камо грядеши?» (1951)
Съемки масштабной исторической картины режиссера Мервина ЛеРоя «Камо грядеши?» с элементами мелодрамы проходили в Риме. В основу непростой истории любви римского патриция Марка Виниция и христианки Лигии лег одноименный роман польского писателя Генрика Сенкевича. Действие в фильме разворачивается в последние годы правления императора Нерона, сыгранного в фильме Питером Устиновым.
Поклонники романа ревностно относятся к экранизации ЛеРоя, ставя ему в вину опущенные сюжетные линии и некоторых персонажей. С другой стороны, книга изобилует таким количеством деталей и описывает столько событий, что уместить их в трехчасовом фильме не представляется возможным. Он показывает главное: нравы эпохи, становление христианства в Риме, безумие Нерона, устроившего пожар, и историю любви Петрония и Лиги. Принимая во внимание 1951 год, надо отдать фильму должное — масштаб и размах съемок поражают, костюмы и декорации вызывают восторг, а игра актеров на самом высоком уровне.
«Гладиатор» (2000)
Классика нового века, удостоенный всевозможных наград, фильм Ридли Скотта о римском полководце Максимусе, чьим прототипом является сенатор, генерал и соратник императора Марка Аврелия Марк Ноний Макрин.
С «Гладиатором» все просто – на экране мужественный и решительный Рассел Кроу, развращенный и жестокий Хоакин Феникс, прекрасная и стойкая Конни Нильсен, невозмутимый Джимон Хонсу – и история о легендарном генерале, ставшем рабом и гладиатором, но сумевшем умереть свободным, пролетает за одно мгновение, несмотря на некоторые очевидные исторические ляпы. Предательство и честь, интриги и верность долгу, трусость и мужество – все переплетено в ленте британского режиссера.
«Юлий Цезарь» (1953)
Историческая драма о заговоре против находившегося на вершине славы и могущества диктатора Рима Гая Юлия Цезаря, приведенном в исполнение его ближайшими соратниками, отличается от других классических лент. Фильм Джозефа Лео Манкевича основан на трагедии Уильяма Шекспира, поэтому диалоги и монологи цитируются актерами в стихотворной форме. Вкупе с почти статичной камерой это создает атмосферу театра, в котором актеры играют под открытым небом. Сменяются столетья и века, а проблемы власти никуда не деваются. И заговор «во благо народа и Рима» все равно преступление. А значит, кровь прольется еще раз. А роль приемного сына Цезаря, Марка Антония, которую исполнил Марлон Брандо, стала одной из лучших работ актера.
«Тит — правитель Рима» (1999)
И вновь Шекспир и его ранняя трагедия «Тит Андроник», которую шекспироведы считают самой кровавой из пьес английского драматурга. Экранизация Джули Тэймор имела все шансы получить самый жесткий возрастной рейтинг, но режиссер вырезал несколько сцен, и рейтинг «помягчел» до R. Итак, вымышленный римский полководец Тит (Энтони Хопкинс), одержав победу над готами, возвращается в Рим. Там он приносит в жертву первенца плененной королевы Таморы (Джессика Ланж), которая клянется отомстить.
Удивительный и необычный фильм с элементами фэнтези и анахронизмов, благодаря которым по Древнему Риму ездят бронетранспортеры, легионеры стреляют из винтовок, персонажи пострижены по последней моде и пьют пиво из бутылок, сперва сбивает с толку. А потом открывается очевидное – это наше время, мы в центре внимания с нашими пороками и грехами. Насилие, жестокость, месть существуют вне времени, и фильм Тэймор заставляет размышлять о том, насколько низко может пасть человек, снедаемый этими пороками.
«Калигула» (1979)
«О, времена! О, нравы!» — клеймил Цицерон заговорщика Катилину, однако, ставшее крылатым выражение можно со спокойной совестью применить по отношению к другому древнему римлянину — императору Калигуле. Известный своей жестокостью, распущенностью и властолюбием, Калигула (Малкольм МакДауэлл) борется за престол со своим дедом Тиберием (Питер О`Тул) и побеждает.
Скандал сопровождал производство фильма с самого начала и до самого конца. Друг на друга подали в суд сценарист Гор Видал, продюсер Боб Гуччионе и режиссер Тинто Брасс. В картине присутствуют порнографические сцены с реальным сексом во всем многообразии поз и участников, показаны жуткие пытки, зверские казни, кровосмешение и членовредительство. За кровавым месивом и половыми органами скрывается сюжет, актерские работы и красивейшие декорации Древнего Рима.
«Астерикс и Обеликс против Цезаря» (1999)
Не одними только пеплумами и трагедиями жив Древний Рим в людской памяти – французы решили поглумиться над завоевателями в популярной комедийной франшизе, состоящей из четырех полнометражных фильмов и десятка мультфильмов. Главные герои – галлы Астерикс (Кристиан Клавье) и Обеликс (Жерар Депардье) вместе со своими земляками не очень-то спешат платить налоги в казну Рима. Дело в том, что галлы готовят волшебный напиток, наделяющий их огромной силой, поэтому иноземцы им не страшны. Для разбирательства в поселение направляется патриций Детригнус.
Фильм получился уморительным, остроумным, веселым, талантливо поставленным и сыгранным. Опираясь на оригинальные комиксы, Клод Зиди снял зрелищный фильм для самой широкой зрительской аудитории, пропитанный духом истинной Франции.
Источник: Kinonews.ru