В деревне Гокарна, расположенной на юге Индии, где по преданию родился бог Шива, почти каждый дом является храмом.
Почитание кобр
Скромное по размерам селение своей славой даже превосходит великие азиатские мегаполисы. Гокарну называют южным Варанаси, сравнивая её с самым священным городом на севере Индостана, а также «равнинным Кайласом», уподобляя её главной горе ведических мифов. Сюда устремляются тысячи паломников со всей страны, ибо индусы верят, что совершённые здесь религиозные церемонии обладают особой силой.
Гокарна – это деревня брахманов. Здесь живут преимущественно представители высшей касты священнослужителей. Практически во всех браминских домах устроены храмы того или иного божества. Их двери всегда открыты, чтобы верующие могли зайти помолиться, получить благословение или договориться о проведении обрядов. Вход преграждают лишь невысокие створки, которые человек легко перешагивает, а вот вездесущих коров в дома-храмы они не пускают.
Попав сюда впервые, удивляешься контрасту простоты большинства зданий на неказистых улицах с тем поистине космическим значением, которое придается этой деревне в религии Вед. Гокарна упоминается в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна», в «Пуранах» и других священных текстах. Её святыни древнее всех реликвий Иерусалима. Но при этом никаких выложенных мрамором дорожек, помпезных фасадов или статуй на улицах. Даже храмы не отличаются особой красотой, так как они постоянно достраиваются, расширяются и обносятся новыми невзрачными конструкциями, наглядно демонстрируя, что в Индии ценится не форма, а содержание. Оно же в Гокарне таково, что и целой книги не хватит, чтобы описать все её святые места и пересказать связанные с ними легенды.
Взять хотя бы храм Нагешвар, посвящённый кобрам. Рассказывают, что в древности один царь захотел сжечь весь змеиный род. Лишь десять кобр были спасены богом Шивой за то, что установили в Гокарне его символ-лингам и вырыли рядом небольшой священный прудик. Так появилось святилище «нагов», которому приписывают силу исцелять от бесплодия. В сотнях ниш на его внешних и внутренних стенах установлены каменные плиты-подношения с вырезанными на них кобрами. Над ними написаны имена родителей, которые молят Шиву и его змей о продолжении своего рода. Говорят, что такие молитвы здесь легко исполняются.
Место рождения Шивы
Вопреки расхожему мнению о многобожии в индуизме, бог там всё же един. Он непроявлен, бесформен, непостижим и лишь условно именуется Парабрахманом. Однако чтобы действовать вовне, он выражает себя в трёх главных ипостасях – как Брахма, Вишну и Шива, а также в формах множества других божеств, которые олицетворяют те или иные качества Непроявленного. Вселенную он сотворил тоже не сам напрямую, а опосредованно, руками своих божественных эманаций.
Об этом в Индии рассказывают следующую легенду. Когда Парабрахман поручил Брахме создать мир, тот усомнился, что сможет сделать его достаточно совершенным, и попросил в помощники Шиву. Махадэв («великий бог» на санскрите) согласился участвовать, но тоже не ощутил в себе достаточно сил для достойного исполнения этой задачи и решил накопить энергию путём суровой аскезы. Он спустился на дно самого нижнего ада и погрузился в глубокую медитацию. Его не было так долго, что Брахма не дождался и сам создал вселенную, уже как смог. Узнав об этом, Шива пришёл в ярость и устремился в сотворённый мир, желая поквитаться с Брахмой. Но Мать-Земля, имевшая вид священной коровы, стала умолять Махадэва не делать этого, потому что если бы он в гневе вырвался на её поверхность, он просто разорвал бы её в клочья, уничтожив творение Брахмы прежде времени. Подумав, Шива согласился. Но так как ему всё-таки нужно было явиться в материальный мир, он уменьшился до размера большого пальца, осторожно прошёл сквозь Мать-Землю и родился на свет из её коровьего уха. Место, где это произошло, стало называться Гокарной – от санскритских слов «го», корова (тот же корень в нашем слове «говядина») и «карна» (ухо). Целый индийский штат, которому посчастливилось иметь такую святыню на своей территории, именуется теперь Карнатака, то есть «земля уха». Сюда часто заглядывают туристы, отдыхающие в соседнем штате Гоа и желающие познать духовное измерение таинственного субконтинента.
Версии о том, где именно в Гокарне родился трёхглазый бог, сегодня разнятся. На морском берегу показывают пещеру, которую называют Ади-Гокарна, то есть «изначальная Гокарна». Внутри стоит алтарь, и узкие расщелины уходят от него в глубину горы. Многие считают, что это и есть то самое «коровье ухо», из которого явил себя миру грозный Махадэв. Впрочем, местные брахманы говорят, что данная пещера священна по другой причине. Когда бог Вишну воплотился на земле в виде великана Парашурамы, он полностью истребил касту воинов. Там, куда он бросил свой гигантский топор, из моря поднялась суша вместе с Гокарной. В здешней пещере были произнесены молитвы Шиве о возвращении на землю воинского сословия, что позволило восстановить гармонию четырёх каст. С тех пор пещера стала храмом, и каждому, кто в неё входит, обещают освобождение из круга перерождений.
Рамазан Джигиль