Мы привыкли к спецэффектам, а они сейчас стали такого качества, что трудно поверить в их цифровую природу. Даже некоторые фильмы, вроде «2012», снятые много лет назад, уже выглядели сверхреалистично. Но технологии не стоят на месте и постоянно развиваются. При этом основа эффектов и трюков за многие годы так и не изменилась.
Зеленый фон
Главным инструментом того, кто занимается спецэффектами, является правильный фон. Все знают про хромакей, который натягивается за актерами, чтобы его потом было легко заменить на любой другой фон. В основном используются яркие цвета – оттенки, которые не присутствуют в одежде актеров или цвете их грима. В основном снимают на зеленом, синем или красном фоне. Последний используется только для костюмированных сцен, так как кожа человека сама имеет красные оттенки. И замещать такой фон будет очень сложно.
В ткань цвета фона иногда одевают и ассистентов съемок, которые бегают в кадре и помогают что-то делать. Например, они могут придерживать страховку каскадера или придвигать такие же «хромакейные» ящики, если герой прыгает по скалам. Монтажер потом сведет все воедино, и картинка будет выглядеть очень реалистично, а лишние люди в кадре будут просто незаметны. Иногда они, наоборот, должны быть в кадре, но не целиком. Так, например, снимали некоторых персонажей фильма «Алиса в стране чудес». Они были одеты так, чтобы их потом было проще обработать. Отметки на их костюмах тоже являются обычным делом, чтобы проще было отследить движение персонажей и сделать графику объемной.
Сейчас «зеленка» стала нормой. Ею пользуются даже начинающие блогеры. Все из-за того, что мощности компьютеров хватает на обработку кадра, а сам фон стоит совсем недорого. Для обработки картинка пропускается через редактор видео, и он сам при помощи встроенного алгоритма делает заданный фон прозрачным. Дальше все зависит от того, что необходимо получить в итоге. Блогеру хватит и статичного фона с минимальной обработкой, а голливудскому монтажеру надо добиться максимального погружения. Поэтому он будет использовать десятки, если не сотни фильтров, а подложка будет или снята отдельно и обработана, или полностью нарисована на компьютере другим специалистом.
Когда картинка почти готова, ее показывают всем причастным. Для этого в студиях есть небольшие комнаты с проектором, куда приглашаются режиссёр, ассистент, звуковики и даже актеры. После просмотра вносятся замечания и работа продолжается. Для выгрузки готового видео, даже минимальной продолжительности, нужно очень много времени и огромные вычислительные мощности. Так, один компьютер монтажера может стоить десятки и сотни тысяч долларов. Это тоже вносит свой вклад в увеличение бюджета картины.
Когда все готово, создается «мастер» картины, и он уже тиражируется для кинотеатров, прокатных сервисов и производителей дисков. Раньше мастер-копия, которую на сленге иногда называют тряпкой, всегда была на пленке и хранилась отдельно, чтобы не портить качество при бесконечном копировании. С приходом цифровых технологий с этим стало попроще.
Проще стало и с эффектами. Раньше специалисты физически подрезали пленку, чтобы ее склеить, а также рисовали анимацию на каждом кадре. Та еще была работенка.
Куклы вместо героев
Широко используются в кино и куклы. Они могут быть полноразмерными, масштабными или быть частью туловища. Например, в фильме «Книга джунглей» Маугли обнимал Багиру, но это была только ее голова, а туловище потом дорисовали.
Все помнят, как во второй части «Терминатора» Т-1000 качался на фоне расплавленного металла, когда его разорвало взрывом. В этой сцене использовалась силиконовая кукла, которая была частично моторизована. Если присмотреться, лицо актера угадывается очень условно.
Джейсон Кемерон, который снимал «Терминатора», вообще не очень любит анимацию и графику, которая в то время уже зарождалась, а предпочитает натуральные съемки. Кроме этого, бюджет первой части легендарного фильма был настолько мал, что денег на графику просто не было и приходилось выкручиваться. Например, во время сцены взрыва грузовика в кадре разнесло макет, который сделали из подручных средств. В кадр он заезжал на тросе. А в сцене, где Терминатора раздавило прессом и у него двигалась рука, ее собрали из металлолома с простейшими приводами. Многие даже утверждают, что решение снимать сцену именно так было принято буквально на съемочной площадке и ее не было в сценарии. Нарисованными в той сцене были только молнии.
Позже Кэмерон старался избегать графики, когда это было можно. Например, в фильме «Правдивая ложь» сцена на мосту, который взрывали ракетами, выпущенными с истребителя, была полностью снята в реальности. Для этого на берегу залива построили макет моста и съемочная группа, находясь по пояс в воде, подгоняла сцену. Даже взрыв грузовика при падении не был нарисован.
Рирпроекция
При съемке в «движущейся» машине часто используется рирпроекция, когда на фоне мелькает заранее снятый город или загородное шоссе. Сама машина раскачивается ассистентами или специальным вибростендом. Для того чтобы не было мерцания, проектор синхронизируется с работой камеры.
Большим любителем реализма является и Кристофер Нолан. Он даже «Интерстеллар» во многом снял без графики. Все было построено в виде макетов, включая плоских шагающих роботов. «Дорисовки» можно сосчитать по пальцам. Например, в конце, когда главный герой летал между бесконечными книжными полками. Для этой съемки выстроили огромную декорацию высотой несколько этажей, а на компьютере просто визуально продлили картинку до бесконечности.
Как взрывают машины
Есть такой анекдот, в котором говорится, что в дорогом кино в кадре взрывается «Мерседес». В среднем кино «Мерседес» выезжает из кадра и потом звучит взрыв. В дешевом кино идут два человека и один говорит: «Слышал? Мерседес взорвался». Примерно так и взрывают автомобили в фильмах. Например, в сериале «Бригада» в конце на самом деле взорвали «Мерседес», в котором якобы ехал Саша Белый. В реальности он должен был взорваться и красиво упасть с моста, но авто просто подпрыгнуло и замерло на проезжей части. Взрыв второго «Мерседеса» в бюджет не вписывался, и решили обойтись другой машиной, которую подожгли и столкнули в реку. В итоге в склейке этого было почти незаметно, если не знать, куда смотреть. Так часто делают.
А еще для экономии взрывают списанные машины, у которых нет даже двигателя. Их просто приводят в нормальный вид и можно снимать. Учитывая, как киношники любят взрывать машины, приходится как-то выкручиваться, иначе каждый раз поднимать в воздух настоящий автомобиль будет очень дорого.
Стоит отметить, что на самом деле машины не взрываются, как в кино. Просто в кадре не будет красиво смотреться облако пыли, которое вылетит из-под кузова. Поэтому пиротехники используют бензин и другие горючие вещества, чтобы картинка была более эффектной.
Озвучка гвоздями и ведрами
Звуковое сопровождение является отдельной темой в кино. Именно звук способен создать настроение, и именно поэтому ему уделяют столько внимания. Например, попробуйте посмотреть салют или выстрел из пушки без звука. Не то, правда? Ну, вот и в кино так. Музыка (наравне с цветами картинки) создает общее настроение сцены, заставляя зрителя расслабиться или быть в напряжении. Звуки дают представление о том, что происходит, а объем заставляет буквально погрузиться в происходящее на экране. Чем объемнее будет звук и чем шире физически разнесены его источники, тем лучше будет эффект погружения.
Даже записать диалоги — не такая уж простая задача. Часто их озвучивают отдельно. Во время записи звука диктор чуть ли не отыгрывает сцену целиком, стоя перед микрофоном. Только так можно воссоздать эмоции. А еще ему надо следить за питанием, так как некоторые продукты приводят к повышенному слюноотделению, и в итоге на записи будут слышны щелчки.
Для озвучки событий используются самые неожиданные предметы. Палки, мешки, бутылки, подушки, ведра, гвозди и так далее. Шумовики смотрят сцену и думают, как можно воссоздать в ней звуки. Например, падение чего-либо или удар. После этого они со своим инвентарем экспериментируют и ищут этот звук. Когда результат всех устроит, его записывают. Этот процесс только кажется легким. На самом деле, найти правильные звуки не легче, чем подготовить сцену к съемке, а сама озвучка не менее важна, чем картинка.
Когда говорят, что на съемку нового фильма потратили 200 млн. долларов, это только кажется большой суммой. Во-первых, огромная ее часть уходит на гонорары актеров, которые могут получать шестизначные суммы. Во-вторых, над картиной работают сотни людей, используется дорогое оборудование. Кроме этого, есть еще права на сценарий, которые надо выкупить, и франшиза, если съемкой занимается не ее владелец. Иногда необходимо отправить всю съемочную группу в Новую Зеландию на пару месяцев. В других случаях надо договориться с военными, чтобы дали для съемок военный самолет. Или требуется построить макет здания, чтобы его можно было взорвать, или перекрыть трассу. Все это стоит денег. Вот почему современное кино столь затратно.
Артем Сутягин http://Hi-news.ru