Подсказки в «Титанике» и «Девчатах»
Блогер и писательница Сончи Уточкина рассказала о сценарном приёме, который поможет узнать финал почти любого фильма еще до его окончания.
Американский писатель Сидом Филд разработал «трёхактную структуру». Суть в том, что история главного героя, как правило, строится на трёх «битвах». Для персонажей блокбастеров это означает поединок в прямом смысле слова. Если действие происходит в мелодраме, триллере или комедии, то речь идёт скорее о поворотных моментах в судьбе героя и трудностях, с которыми ему придётся столкнуться.
Первая «битва» — это инициирующая. Герой к ней не готов, но каким-то чудом с ней справляется. Особое значение для зрителя имеет вторая «битва», когда герой осознанно сталкивается с врагом или пытается решить некую проблему. Вторая «битва», которая происходит ровно на середине фильма, будет главной подсказкой. Финал третьей «битвы» зачастую зависит от исхода второй. Если персонаж проигрывает в середине сюжета, то конец фильма будет хорошим. Если же одерживает победу, то впечатлительным киноманам лучше запастись платочками для слёз. Третья «битва» — финальная. То, ради чего мы смотрим фильм.
В качестве первого примера можно взять один из классических диснеевских мультфильмов. Вспомним трогательную картину «Король Лев». Главный герой Симба рано лишается отца Муфасы из-за козней своего дяди Шрама, которого львёнку предстоит победить. Первой «битвой» для персонажа стало легкомысленное путешествие на слоновье кладбище, где он встретил оголодавших шакалов. Ближе к середине фильма Симба наблюдает, как его папа падает со скалы из-за происков Шрама и погибает под копытами несущегося стада. Львёнок верит, что смерть отца лежит на его совести, и он не сумел его спасти. Так главный герой проходит вторую «битву» и проигрывает её. Однако через несколько лет он возвращается в земли прайда, чтобы в финальной схватке столкнуться с противником и победить его, взяв власть над долиной.
В комедии «Девчата» происходит примерно то же самое. Второй «битвой» для молодой поварихи Тоси Кислициной становится жестокое столкновение с реальностью, ведь героиня узнаёт, что её возлюбленный Илья поспорил на неё. Однако под конец фильма — в третьей «битве» — героиня убеждается в искренности и серьёзности намерений ухажёра и соглашается на отношения с ним.
Каждый из нас смотрел фильм «Титаник» режиссёра Джеймса Кэмерона или хотя бы слышал об этой кинокартине. И в «Титанике» также присутствует упомянутая выше схема. Первая «битва» — это знакомство героев, богатой и своенравной Розы и бедного художника Джека. Ближе к середине фильма (и ко второй «битве»), несмотря на разницу социальных статусов и необходимость держать взаимную симпатию в секрете, персонажам удаётся побыть друг с другом наедине и обнадежить зрителя, что их любовь ждёт счастливый финал. Но положительный исход условного второго «поединка» даёт подсказку — фильм закончится плохо, как известно, после столкновения судна с айсбергом Роза спасается на плоту, а Джек замерзает и тонет.
Однако нужно учитывать, что бывают фильмы с таким закрученным сюжетом, что едва ли в истории героя можно распознать моменты «битвы». Вспомним фильм Кристофера Нолана «Довод» — сложная интеллектуальная игра со временем не позволяет понять, когда главный персонаж прошёл через все три «поединка» и были ли они вообще.
Рената Гиматдинова, «Медиаликс»