Крокодилы, суслики, ежи с белками и даже рыбы в засуху уходят в многодневный сон
Когда наступает жара, хочется впасть в летнюю спячку, как крокодил. Да-да, не одной гибернацией жив животный мир.
По крайней мере, некоторые виды животных при наступлении сильной жары и засухи, а следовательно, в отсутствие пищи и воды, чтобы выжить, впадают в летнюю спячку (по-научному – эстивацию, от лат. aestas – лето). А при наступлении морозов и того же отсутствия пропитания – в зимнюю (по-научному – гибернацию, от лат. hibernus – зимний, холодный). По сути это одна и та же защитно-приспособительная реакция организма.
Причём некоторые животные, к примеру, жёлтые суслики в лёссовой пустыне, из летней спячки плавно переходят в зимнюю. То есть, на бодрость и связанную с этим уйму дел (наесться-напиться, влюбиться, жениться, нарожать детишек и вывести их в люди) сусликам остаётся ну максимум 4 месяца в году. Кстати, ни на что такое не намекаем, но первыми на боковую заваливаются самцы… Мамаши тоже, может бы, хотели, но надо же детей поднимать. А те, едва окончив «первый курс», тут же пускаются в загул почти до зимы и спать ложатся позднее родителей.
В летнюю спячку впадают, не жалея живота своего, в смысле и без того короткой жизни, многие обитатели степей и пустынь – туркестанский и североамериканский суслики, сенегальский ёж, некоторые виды черепах, американские и африканские земляные белки, многие виды сурков, ящериц, черепах, змей, малый карликовый лемур с Мадагаскара, некоторые виды рыб в тропических пресноводных водоёмах.
Зарывшись при невыносимой жаре глубоко в ил, впадает в эстивацию и анаконда. Так же делают, когда водоёмы пересыхают, и крокодилы. Хотя поверхностный слой высыхает и затвердевает, в глубине сохраняется влага, где они и проводят в оцепенении продолжительное время.
Именно в таком состоянии, когда процессы обмена веществ значительно замедлены, животным и удаётся пережить трудные времена. Везёт же некоторым!
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ