Квас — один из лучших безалкогольных напитков. Изобретенный более тысячи лет назад, он пользуется заслуженной популярностью и в настоящее время.
Еще 8 тыс. лет назад нечто похожее на него — напиток из зерен ячменя, что-то среднее между современным квасом и пивом — готовили древние египтяне. Фруктовые кваски знал и древний Вавилон. Такие известнейшие историки, как Геродот, Плиний Старший и Гиппократ, прославившиеся во времена античности, оставили описание напитков, которые очень близки к квасу. К тому же Гиппократ указывал на их целительные свойства. В Древней Греции о квасе узнали, когда греки овладели искусством применять на практике многоразовые закваски и готовить первое кислое тесто. Геродот в V в. до н.э. писал о целебном чудо-напитке, имевшем название зифос, закваску для которого готовили на основе различных трав, остатков хлеба и воды.
Впоследствии похожие на квас напитки готовили во многих странах, но благодаря доступному сырью и фактору погодных условий, квас как традиционный напиток смог прижиться только у славян.
Вместо воды и вина
Любопытно, что изначально квас являлся алкогольным питием, имевшим крепость не меньше чем традиционное креплёное вино. Только в конце XII ст. чудо-напиток стали разделять на три основных вида – обычный, сваренный и творенный. Содержание алкоголя в квасе могло достигать 15 процентов.
Для приготовления классического сусла — основы для традиционного кваса — использовали в основном пшеничную, ячменную, ржаную муку грубого помола. Подготовленную зерновую смесь, помешивая, заливали кипятком, помещали в чугунную посуду и отправляли в истопленную печь на 24 часа. Спустя сутки напиток переливали в чан ещё больших размеров и снова добавляли кипяток, давали отстояться. Отделив осадок, вводили в оставшуюся жидкость забродивший ржаной хлеб или использовали дрожжи. Чтобы от будущего кваса не разило сивухой, добавляли различные травы – тмин, хмель, зверобой, полынь. Проведя все манипуляции, напиток разливали в деревянные бочки, которые хранили в подвале, где квас дозревал ещё 3-4 дня.
По современным понятиям производство кваса в те времена было безотходным. Оставшаяся после проданного кваса гуща использовалась для закваски следующей порции. Когда же гуща становилась непригодной, ее применяли в качестве довольно эффективного средства для чистки медных вещей, в частности посуды.
Уже к концу XV в. знали свыше 500 видов этого напитка. Квас был в большом почете, его считали полезным и употребляли наряду с обычной водой. Варили этот напиток везде: в обычных домах, школах, больницах, монастырях, солдатских казармах. Каждая хозяйка имела секретный рецепт приготовления, передававшийся из поколения в поколение как родовое богатство. Благодаря большой популярности и огромному спросу на квас, существовала почетная и уважаемая профессия — квасник. Крестьяне, выполняя тяжелые работы — пахоту, косьбу, заготовку дров, брали с собой квас, считая, что он восстанавливает силы, снимает усталость и повышает работоспособность.
Увы, к XIX ст. спрос на квас значительно упал, и многие уникальные рецепты забылись.
А вот наука утверждает, что квас полезен для здоровья, ведь он регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, улучшает обмен веществ, препятствует развитию болезнетворных микроорганизмов, поднимает тонус.
Магия кваса
С одной стороны, квас был напитком каждого дня. С другой, с квасом всегда были связаны различные поверья, приметы. Он фигурировал во многих народных обрядах и даже магических ритуалах. Напиток готовили в поминальные праздники, на свадьбу, рождение ребенка. После венчания родители жениха встречали молодых хлебом и квасом (соль появилась в обряде значительно позже).
Хлебный квас имел так же значение оберега. Верили, что пожар, вызванный молнией, можно потушить только молоком или квасом, но отнюдь не водой. А чтобы огонь такого пожара не распространялся дальше, в пламя бросали обруч с квасной шайки.
В качестве магического и лечебного средства использовался квас с солью или квасная гуща, оставшаяся после приготовления напитка. При трудных родах роженице давали выпить квасной гущи или солода. Отелившейся корове для того, чтобы скорее отошел послед, также давали квасную гущу, ячмень или ячменный солод.
В некоторых местностях новорожденному перед первым купанием вливали в рот немного кваса, чтобы он не боялся простуды. Прикладыванием соленой квасной гущи лечили болезнь пальцев, называемую в народе ногтоедой. Особенно действенной против болезней, вызванных дурным глазом, считалась соль, смоченная гущей кваса и пережженная в печи на раскаленных угольях в Чистый четверг.
Известны также запреты на приготовление кваса. В отдельных регионах верили, что после Пасхи русалки выходят из воды и, появившись в домах, купаются в хлебном квасе, если он сварен в четверг. Квас не делали и в понедельник, чтобы черт не выкупал в нем своих детей.
Подготовила Анна Попенко,
По материалам «Занимательная физика» , i-fakt.ru