Многие актёры отказывались сниматься в картине, так как их не впечатлил сценарий
Сорок лет назад, 11 февраля 1980 года, «Москва слезам не верит» вышла на экран и начала покорять зрителей. Картина Владимира Меньшова до сих пор остаётся одной из самых популярных лент в мире.
«Москва слезам не верит» взяла «Оскар» и участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. Для домашнего зрителя это до сих пор один из самых любимых хитов. Фильм хорошо известен и мировому зрителю — лента шла в кинотеатрах более чем ста стран.
Однако ни на момент запуска, ни в период съемок, ни даже в первое время после выхода представить столь широкого признания картины никто не мог. Актеры шли на картину неохотно, группа выражала недовольство материалом, а оператор Игорь Слабневич, за плечами которого были эпические постановки, вроде «Освобождения», даже порывался уйти со съемок. Тем удивительнее, что картина состоялась.
Переработанный сценарий
Во второй половине 1970-х годов Владимир Меньшов, уже снявший дебютный фильм «Розыгрыш», прочитал сценарий Валентина Черныха «Дважды солгавшая». Текст был написан драматургом за девятнадцать дней для участия в конкурсе на лучший фильм о Москве, где занял третье место.
Сценарий был куплен «Мосфильмом», однако на студии желающих заняться постановкой не было. Даже Меньшову он показался «излишне мелодраматичным». Заинтересовало его лишь необычное драматургическое решение, которое сюжетно и логически разделяло повествование на две части — героиня ложится спать юной девушкой со смутными перспективами, а просыпается спустя двадцать лет зрелой женщиной с успешной карьерой.
Еще одна вещь, которая привлекла режиссера, — картина была созвучна его судьбе приезжего в большой город. Неслучайно позже режиссер говорил: «Снимая фильм, я вложил в него весь свой опыт, приобретенный за годы жизни в Москве».
Меньшов решил все-таки взяться за картину, но сначала предложил Черныху внести правки: их набралось сорок четыре. Сценарист оказался не против переработки материала, но сам заниматься этим не захотел, так что сценарий доделывал сам Меньшов. За полтора года работы текст разросся в полтора раза, некоторые эпизоды ушли, но какие-то сюжетные линии и герои, наоборот, добавились. Например, Меньшов ввел спившегося хоккеиста Сергея Гурина и знаменитую сцену со Смоктуновским. Некоторые элементы возникали уже по ходу съемок. Так, образ вахтерши не был прописан, но эпизодическую героиню Зои Федоровой на месте решили сделать более близкой героиням, например, добавив реплики вроде: «Хэллоу, общежитие слушает».
На роль замначальника главка Антона, который произносит ключевую фразу о том, что «в 40 лет жизнь только начинается», режиссёр решил пригласить Владимира Басова. А чтобы ему было что играть в эпизоде, Владимир Меньшов придумал целую историю. Оттолкнувшись от того, что герой Басова был старше остальных героев, режиссёр придумал, что у него проблемы с желудком. «У него какие-то проблемы с желудком, а он, старый хрыч, всё пытается кого-то заклеить. А сам из туалета не вылезает, – рассказывал в одном из интервью Владимир Меньшов. – И сразу становится понятно, что это за человек».
А некоторых героев, наоборот, пришлось убрать. Так, у Рудика в сценарии был отец, токарь по профессии. Но в концепцию фильма он не вписывался, а потому остался за кадром.
…Устроена картина не так просто. Начнем с жанра. На первый взгляд, это стандартная бытовая мелодрама, очередное кино о жизни обычных людей. Однако в действительности в фильме переплетены элементы драмы, комедии и ромкома (романтической комедии). Более того, кино отличается внушительным масштабом. Его можно назвать, если не сагой, то большим полотном о человеческой судьбе. Причем судьбы героев авторы интересно продлевают во времени, показывая их на дистанции в двадцать лет и давая тем самым возможность оценить развитие образов, следствия однажды принятых решений.
Картина полисюжетная. В основе лежит история с одним протагонистом (слесарь-наладчик, а затем директор химкомбината Екатерина), а параллельно развиваются два связанных побочных сюжета с дополнительными протагонистами (сюжеты Антонины и Людмилы). Важно при этом, что все персонажи психологически подробно и точно разработаны, а образы-характеры оказываются понятны и близки аудитории.
Подобная композиция наиболее полно позволяет раскрыть тему жизни эмансипированной женщины в меняющемся мире. При этом мы видим некоторый спектр ролей женщины: успешная женщина Екатерина, женщина-мать Антонина, авантюристка Людмила. А также несколько вариантов развития судеб: долгий тернистый путь к успеху у Екатерины, прямая у Антонины, интриги и поиск выгодной партии у Людмилы.
Линия Екатерины является магистральной, а линии Антонины и Людмилы — это своего рода противоположные полюса. Последние помогают глубже раскрыться основному сюжету. Но что еще интереснее — служат примерами альтернативного развития событий: как могло бы быть, избери Екатерина не свой путь, а путь одной из своих подруг.
Картину Меньшова не зря иногда называют сказкой. В ее основе действительно находится расхожий сказочный сюжет Золушки — женщина находит своего «принца» и обретает счастье. Но вместе с традиционным сказочным мотивом используется и более современный сюжет о self-made woman. История успеха сильной и независимой женщины, вопреки обстоятельствам, но благодаря возможностям окружающей её среды и социума добившейся самореализации и исполнения своей мечты. В этом смысле «Оскар» картине и популярность фильма в США выглядят вполне закономерными, ведь там идеи эмансипации даже сейчас имеют особую популярность (что говорит о серьезных проблемах в американском обществе как в прошлом 20 столетии, так и в нынешнем 21 веке), а истории «людей, которые сами себя сделали» вообще лежат в основе мировосприятия капиталистического социума, где всё диктуют деньги.
Особая заслуга Меньшова — ему удалось выдержать баланс настроений. Повседневная реальность подана убедительно, и в ней есть место как радостям, так и проблемам, как мечтам, так и разочарованиям.
Непростой кастинг
Поиск актеров тоже проходил непросто.
Главную женскую роль, Екатерины, «Мосфильм» предлагал Ирине Купченко, Анастасии Вертинской, Валентине Теличкиной, Жанне Болотовой. Однако ни одной не понравился сценарий мыльной оперы. С Евгенией Ветловой вышло наоборот — она была готова сыграть, но ее не утвердил «Мосфильм». Могла принять участие Маргарита Терехова, но она в итоге предпочла «Трех мушкетеров». Больше всего подошла было Наталья Сайко, она неплохо отработала пробы в паре с Виталием Соломиным, но с Баталовым смотрелась уже не очень. В конце концов, Меньшов остановил выбор на своей супруге Вере Алентовой. «Но Веру в «Москва слезам не верит» утвердил не я, а художественный совет студии», – отметает даже намёк на использование своего служебного положения Меньшов.
Антонину могли сыграть Галина Польских, Наталья Андрейченко или Нина Русланова, но лучше всех подошла Раиса Рязанова. Эта роль, по признанию актрисы, позволила ей прожить жизнь, которой у неё никогда не было, – с большой семьёй, надёжным мужем. Сама актриса довольно рано развелась и всю жизнь в одиночку воспитывала сына.
Для Ирины Муравьевой роль самой эксцентричной героини фильма, Людмилы, оказалась одной из самых ярких работ в карьере, однако сама исполнительница была не слишком довольна образом, сочтя его пошлым и грубым. Также на эту роль рассматривались Жанна Болотова, Валентина Титова, Людмила Савельева и Татьяна Сидоренко.
Вызов для большинства главных актеров и актрис фильма и прежде всего для Алентовой, Рязановой и Муравьевой заключался в том, что им нужно было сыграть сначала 19-летних наивных провинциалок, а затем женщин средних лет. При этом самим актрисам было от тридцати до тридцати семи. Тут, помимо таланта, исполнительницам помог грим и правильно подобранные костюмы. Например, для героини Муравьевой в юности художник по костюмам Жанна Мелконян делала кокетливые пышные платья с нижними юбками в духе нарядов Людмилы Гурченко из «Карнавальной ночи».
Отдельной сложностью был поиск слесаря-интеллигента Гоши. Среди актеров, которые пробовались на роль, были Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Виталий Соломин и Леонид Дьячков. По словам Владимира Меньшова, главный герой был выписан так, что требовал особой актёрской деликатности. Если играть Гошу чуть-чуть ярче, то герой и победитель сразу же превращался в хама и самонадеянного типа. «Прочитайте текст Гоши и увидите такую большущую опасность. Во всех разговорах Гоши должны быть внутренняя интеллигентность, обаяние», – делился режиссёр.
Отчаявшись, Меньшов даже думал играть сам, однако увидев картину «Дорогой мой человек», понял, что идеальным кандидатом является Алексей Баталов. Тот, впрочем, согласился не сразу, поскольку, как и многие другие, не был впечатлен сценарием. При этом Баталов был на десять лет младше своего героя, и его тоже пришлось «омолаживать». Он играл в парике и даже согласился носить в кадре джинсы — одежду, которая ему была не близка.
Не разглядели большого будущего у сценария и знаменитые актёры, которых Меньшов приглашал на роль Родиона Рачкова, – Олег Видов и Евгений Жариков. Ни тому, ни другому сценарий не понравился. По этой же причине не захотел сниматься и Лев Прыгунов. А Владимиру Ивашову не понравилась сама роль — он не захотел играть подлеца, бросившего женщину с ребёнком. От тогдашнего мужа Екатерины Васильевой и звезды «Сватов» Анатолия Васильева Владимир Меньшов отказался сам – актёр никак не тянул на соблазнителя. В итоге его сыграл другой Васильев – Юрий.
Сложно было и с исполнительницей роли мамы Родиона Рачкова. И Клара Лучко, и Инна Макарова отказались от неё наотрез. И тогда Владимир Меньшов пригласил Евгению Ханаеву, которую уже снимал в своей первой картине «Розыгрыш».
А вот актёр Юрий Кузьменков играть Николая – мужа Тони – согласился сразу. Но тут ассистент режиссёра привела на площадку двух актеров – Бориса Сморчкова и Александра Фатюшина. Они совершенно покорили Меньшова: «Удивительно натуральные ребята». Он, не задумываясь, пригласил их в свою картину. В итоге вместо Кузьменкова Николая сыграл Сморчков, а Александр Фатюшин получил роль Гурина.
Кстати, по сценарию Гурин во второй серии в сцене, когда герои собираются на даче у Тони и Николая, уверяя, что решил завязать («всё, хватит… как я жил»), под занавес всё-таки опрокидывает стоящую рядом рюмку. А потом появляется перед героинями в стельку пьяный. Но в фильме Гурину решили дать шанс. И у зрителей остаётся надежда, что он всё-таки сможет вернуться к нормальной жизни.
Лиричные образы города
В фильме Меньшова создан один из самых ярких и лиричных образов Москвы в кино. И, как и в случае с актерами, авторы столкнулись с задачей отразить город в двух разных эпохах: прошлое конца 1950-х и современность конца 1970-х.
Показывая эпоху оттепели, Меньшов поместил действие в знаковые локации: высотки на площади Восстания и Котельнической набережной, станции метро «Новослободская» и «Охотный ряд», Ленинскую библиотеку, Театр киноактера, улицу Горького, Гоголевский бульвар. С последним связан интересный прием.
На Гоголевском бульваре происходят важные встречи героев, Екатерины и телеоператора Рудольфа. В первую встречу мужчина отказывается жениться, а беременная героиня просит найти хорошего врача, чтобы избавиться от ребенка. Во вторую встречу персонажи меняются местами — Рудольф, чья жизнь не задалась, просит у успешной бывшей возможность общаться с дочерью.
Современность авторы показывают в приметах растущей и расширяющейся Москвы. В кадр попадают новые дома на Мосфильмовской и новые районы, например, Ясенево. Романтический образ города создается эффектными заявочными планами. Например, открывается картина одной из самых красивых панорам — с Воробьевых гор, а заканчивается общими планами ночной Москвы.
***
По словам Владимира Меньшова, он не рассчитывал, что фильм будет иметь оглушительный успех. «Такая позиция как раз ведет не к успеху. Когда ты делаешь кино, максимум, о чём ты должен мечтать, – не опозориться. Каждый новый фильм – это риск. И я каждый раз не знаю, получится он или нет».
И вот уже 40 лет зрители разных поколений наглядно отвечают на этот вопрос своей любовью к поистине народной картине.
Источник: tvkinoradio.ru, «Новое дело»