О спортсменке и тренере по фигурному катанию Нине Алексеевне Жук с полным основанием можно сказать: «Она была четырежды первой». Первой участницей от СССР чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр. Первой фигуристкой, которая стала призером международных соревнований.
Великое начинается случайно
Нина Жук (до замужества Бакушева) родилась 6 июля 1934 года в деревне Савино Угличского района Ярославской области. Она родилась в доме бабушки, куда ее мать Вера Павловна ежегодно приезжала из Ленинграда. В 1940 году Вера Павловна умерла, и незадолго до войны отец Нины женился повторно, так появилась приемная мать Евдокия Николаевна. В годы войны семья была в блокадном Ленинграде. Отец Алексей Петрович Бакушев служил, а мачеха работала кондуктором, пока ходили трамваи. В 1942 году отец ушел на службу и не вернулся. Через некоторое время пришло извещение, что отец погиб. Впоследствии Нину с братом эвакуировали, они добрались до Савино и до конца войны жили у бабушки.
Сразу после войны Нина Бакушева вернулась в Ленинград. Ее воспитывала приемная мать, но в 1949 году мачеха умерла, и с 14 лет Нина Бакушева жила одна. По совету соседки она поступила в педучилище физвоспитания, где активно занималась популярной в то время спортивной гимнастикой.
В 1948 году в педучилище к юным спортсменкам пришел молодой тренер по фигурному катанию Сергей Логинов, который тренировался у Петра Орлова на стадионе «Динамо». Он уговорил трех молодых студенток, которые решили перейти в художественную гимнастику, заняться фигурным катанием. Среди этих троих студенток была и Бакушева. Девушки отправились на «динамовский» каток тренироваться к Петру Орлову, который был учеником Николая Панина-Коломенкина – первого олимпийского чемпиона в истории России и единственного олимпийского чемпиона из России до 1952 года. (Фигурист Николай Панин-Коломенкин получил золотую олимпийскую медаль на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году.) Нина Бакушева впервые увидела Панина-Коломенкина на чемпионате Ленинграда по фигурному катанию. Патриарх фигурного катания сидел на открытом катке в кресле в шубе, покрытой пледом, и смотрел показательные выступления спортсменов.
На чемпионат Ленинграда в 1952 году Петру Орлову нужна была спортивная пара. Соревнования могли состояться только при условии, что в них примут участие две пары. В то время в Ленинграде была одна-единственная пара – Майя Беленькая и Игорь Москвин. Никто не сомневался в их победе, но им нужны были соперники, хотя бы и формальные. Орлов уговорил Бакушеву встать в пару со Станиславом Жуком, который учился в физкультурном техникуме и занимался хоккеем и конькобежным спортом. Нина Бакушева не хотела переходить из одиночного катания в парное, у нее уже были неплохие результаты. По правилам соревнований тех лет выступать можно было и в одиночном, и в парном разряде. Это стало решающим фактором для согласия встать в пару со Станиславом Жуком.
Спортивные результаты пошли сразу – на чемпионате СССР 1954 года, в котором принимали участие четыре пары, Бакушева с Жуком стали бронзовыми призерами. Они поделили третье место с будущими двукратными олимпийскими чемпионами Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым.
Учились на ходу
Нина Бакушева в паре со Станиславом Жуком учились быстро. На первом своем чемпионате Европы в 1957 году они стали шестыми, а через год в 1958 году в Вене стали серебряными призерами. Три года подряд становились вторыми в Европе, а на чемпионате мира лучшим их результатом было 5-е место в Ванкувере в 1960 году. На дебютных для советских фигуристов Олимпийских играх в Скво-Вэлли Нина и Станислав Жук, ставшие к тому времени супружеской парой, в итоговом протоколе замкнули шестерку сильнейших пар мира.
В Скво-Вэлли у них возникли проблемы в произвольной программе – случайные или целенаправленные, гадать не будем. Соревнования среди фигуристов в этом американском городе проводились на открытом катке. Музыкальное сопровождение осуществлялось через проигрыватель, на который ставилась виниловая пластинка. Сам проигрыватель стоял на подставке на настиле, сбитом из досок. Когда кто-то проходил по этому настилу, игла проигрывателя перескакивала с одной звуковой дорожки на другую, и музыка сбивалась. Синхронность исполнения и музыкальное сопровождение были потеряны, и все катание Нины и Станислава Жук оказалось скомканным.
Станислав Жук учтет свой первый и единственный олимпийский опыт, когда будет тренировать Ирину Роднину с Александром Зайцевым. На чемпионате мира в Братиславе в 1973 году во время произвольной программы по политическим причинам технический работник отключил музыку советской паре в середине исполнения произвольной программы. Станислав Жук махнул фигуристам рукой докатывать все до конца. Когда Роднина с Зайцевым закончили катание, все были удивлены – время проката без музыкального сопровождения полностью совпадало с заявленным хронометражем. Станислав Жук тренировал свою пару не только под музыку, но и под метроном. Они откатали программу секунда в секунду и без музыки.
Лучшие в мире
Пара Нина и Станислав Жук была сильнейшей в мире на тот период времени. Станислав первым исполнил поддержку партнерши на вытянутых руках. Впервые в мире они выполнили поддержку на одной руке со стороны партнера. На Олимпиаде в Скво-Вэлли они первыми в мире исполнили параллельный прыжок аксель в два с половиной оборота. В то время этот прыжок прыгали два-три мужчины-одиночника в мире.
Нину и Станислава засуживали без зазрения совести, ссылаясь на то, что они привнесли в парное катание акробатические элементы. На самом деле все было гораздо проще: то, что делали Нина и Станислав Жук, в мировом фигурном катании не делал никто. По совокупности исполняемых парных элементов советских фигуристов можно смело отнести к сильнейшим парам в мировом фигурном катании в ХХ веке. Сегодня поддержку на одной руке исполняют практически все, но партнер при этом передвигается по катку на двух ногах. Станислав Жук делал это на одной ноге, держа партнершу на одной руке. Здесь нужно учесть не только смелость Станислава, но и отвагу, и смелость Нины, которая согласилась выполнять рискованный элемент, придуманный ее мужем. И, к слову, дома супруги Жук выступали ещё и на открытых катках зимой в мороз не ниже 15 градусов с высокой влажностью воздуха без перчаток. После них даже попыток повторить этот элемент не сделала ни одна пара в мире.
Станислав Жук попытался восстановить эту поддержку в тренируемой паре Марина Черкасова и Сергей Шахрай. Но Шахрай честно признался Жуку, что боится это делать. Станислав Жук понял своего спортсмена и снял этот элемент с тренировки.
Нина и Станислав Жук оставили большой спорт после игр в Скво-Вэлли. Они устали от непризнания той новизны, которую предлагали мировому фигурному катанию. В послеолимпийском 1961 году советские фигуристы не участвовали в чемпионате Европы из-за Берлинского кризиса, спровоцированного США, а чемпионат мира того года в Бельгии был отменен из-за гибели американской сборной в авиакатастрофе.
Нина и Алексей Жук по приглашению балетмейстера Большого театра Леонида Лавровского и основательницы детских театров в Москве Натальи Сац ушли в Московский балет на льду, который те организовали. Их вечные соперники и друзья Людмила Белоусова и Олег Протопопов, которые ни разу не выиграли у пары Жук ни дома, ни за границей, в спорте остались и стали двукратными олимпийскими чемпионами.
После этого началась другая легенда – Станислав Жук, тренер чемпионов, заслуженный мастер спорта СССР. И только болельщики со стажем помнили, какая это была феноменальная пара Нина и Станислав Жук. Сегодня из той легендарной четверки, с которой начиналась мировая слава советского фигурного катания, осталась только Нина Алексеевна Жук, мастер спорта СССР, которая 6 июля 2024 года отметила свое 90-летие.
Игорь Козлов, Sputnik