Мультфильм празднует 80-летие
Одному из шедевров студии Disney в 2020 году исполняется 80 лет. Вспоминаем историю создания: незабываемые персонажи, техническое новаторство и многолетние анимационные стандарты.
Адаптация жестокого детского романа
После успеха «Белоснежки и семи гномов» (1937), доказавшей возможность существования полнометражной анимации, Дисней решил закрепить результат. Уже в сентябре 1937 г., во время производства «Белоснежки…», аниматор Норман Фергюсон показал Уолту детский роман итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» от 1883 г. История Уолту понравилась. На тот момент вторым полнометражным фильмом студии должен был стать «Бемби». Однако из-за трудностей в разработке реалистичной анимации животных проект был приостановлен, а «Пиноккио», наоборот, — запущен в производство.
Содержание романа при написании сценария мультфильма существенно изменилось. Пиноккио в версии Коллоди — далеко не наивный очаровательный мальчик. Он предает своего отца и добрую фею снова и снова, смеется над бедами окружающих, совершает жестокие поступки вроде откусывания лапы кошки. Словом, не является образцом для подражания. Конечно, в диснеевском мультфильме сохранили аморальное поведение, но постарались преподнести его как глупую ошибку неискушенного ребенка. Над сценарием работала команда аниматоров во главе с Тедом Сирсом, который написал и «Белоснежку…», а впоследствии «Фантазию», «Дамбо», «Бемби», «Золушку» и многие другие сценарии полнометражных мультфильмов.
Сверчок Джимини: верный помощник
В «Белоснежке…» самыми запоминающимися оказались гномы, в создании которых аниматоры опирались на человеческие черты, искажая лишь пропорции. В «Пиноккио» задача оказалась сложнее, ведь главную роль в фильме исполняет деревянная марионетка, движения которой априори не должны быть слишком плавными и естественными. Кроме того, в компанию к деревянному мальчику добавляют сверчка, коварного лиса, мальчиков-ослов — на экране появляется целая вереница необычных персонажей. Ранние варианты представляли Пиноккио деревянной марионеткой с длинным острым носом, остроконечной шляпой и голыми деревянными руками. В качестве звуковой дорожки использовали голос сценариста Теда Сирса. Позднее немного изменили облик мальчика, но в нем все еще ощущалась марионеточность. Дисней был недоволен всеми ранними версиями.
Свежие идеи по трансформации персонажа предложил молодой аниматор Милт Кал. Дисней решил приостановить производство, чтобы дать ему время для детальной прорисовки Пиноккио. В итоге получился голубоглазый мальчик, у которого лишь угловая осанка и нос указывают на деревянное происхождение.
Сверчок Джимини стал отдельной задачей для аниматора Уорда Кимбалла, которому нужно было сделать симпатичного маленького друга из того, что он первоначально рассматривал как «уродливое насекомое». Кроме того, сверчок был второстепенным персонажем, которого Пиноккио убивает ударом молотка, и позже Джимини возвращается в образе призрака. Дисней и Кимбалл превратили сверчка в надежного, искреннего помощника Пиноккио. Секрет создания образа был не в строгом соответствии анатомии насекомого. Кимбалл опирался, прежде всего, на черты характера сверчка и эмоции, которые они должны вызывать у зрителя. В маленькой фигурке Джимини концентрируется дружба, забота, тепло, вера в чудеса, находчивость, озорство и даже хитрость. И удачным выходом из головоломки создания такого сложного героя стали большие доверчивые глаза, чуть наклоненная вперед поза и плавные ловкие движения.
Кукольные модели персонажей
Двумерные модели уже использовались в работе над «Белоснежкой…» и ранними мультфильмами студии, чтобы обеспечивать единство визуального облика персонажей, которых рисовало несколько художников. Но для «Пиноккио» были созданы скульптурные трехмерные миниатюры основных героев и предметов фильма. Они помогали аниматорам поддерживать согласованность в формах и пропорциях при переходе от сцены к сцене. За создание трехмерных моделей отвечал Боб Джонс, который специализировался на куклах. Он даже пытался убедить Диснея снять кукольный фильм. Под его руководством были созданы Пиноккио, сверчок Джимини и даже миниатюры фургона Стромболи, дилижанса, на котором мальчики отправляются на Остров наслаждений, и сотни рабочих моделей часов с кукушками.
Интересно, что кибитка Стромболи использовалась не только в качестве вспомогательного предмета. Она была снята с нескольких ракурсов, которые были необходимы аниматорам, а затем эти кадры совместили с рисунками. Это позволило точно имитировать движение фургона. В дальнейшем Дисней использовал эту практику в работе над «Бемби», «Фантазией» и другими фильмами.
Кроме того, скорость движения камеры часто имитирует состояние персонажей: то прыгает, как сверчок, то снимает нечетко, потому что Пиноккио слишком много курил и пил и перед глазами его все плывет.
«Водные» эффекты
Практически каждый кадр в фильме снят в многоплановой технике. Камера проходит через элементы переднего плана, устремляется вглубь и блуждает по улицам города, следуя за персонажами. Кадры условно разделяются на несколько уровней — фон, детали, персонаж. К примеру, сцена, когда фея второй раз навещает Пиноккио, спасая его из клетки Стромболи. Здесь на переднем плане остаются очертания кибитки, а на дальнем — стремительно движется звезда, по мере приближения освещая интерьер. Примером многоплановости является и панорама прогулки по улицам городка. Камера движется вверх, вниз, поперек и сквозь здания, не теряя из вида героев. Этот эффект был достигнут благодаря перемещению камеры по горизонтали и вертикали. Он стал доказательством того, что анимация может быть столь же динамичной, как и игровой фильм.
Аниматор Сэнди Стротер целый год работал только над сценами в море. Секретом стало использование различной степени детализации. В современной 3D-анимации прием называют Level of detail: на крупном плане детализация предмета максимальная, на дальнем — значительно меньше. Если приглядеться, в «Пиноккио» на дальних планах море изображено в несколько нечеткой импрессионистичной манере. Это позволило художникам сделать передний план очень богатым на детали: крутые волны, тысячи брызг. При этом аниматоры не стремились к фотореалистичному рисунку. Как и в случае с дизайном персонажей, основное внимание было уделено тому, как сцена в море работает на общую историю, какую эмоциональную реакцию она должна вызывать.
Для сравнения можно вспомнить «Путешествие Гулливера», вышедшее за несколько месяцев до «Пиноккио» у братьев Флейшер. У них вода выглядит внушительно, реалистично, но имеет почти плоский геометрический вид. Море в «Пиноккио» — фантастическое пространство, в котором герои переживают страшные испытания, удивительные приключения и, как в сказке, выходят сухими из воды.
«Оскар» за музыку
Музыка всегда была неотъемлемой частью анимации студии Disney. Но именно песня When you wish upon a star из «Пиноккио» и другие композиции принесли Диснею «Оскар» за лучшую песню и лучшую музыку.
Стоимость производства «Пиноккио» была в два раза выше, чем у «Белоснежки…» — два с лишним миллиона долларов. В первом прокате он вернул лишь половину этих затрат. К 1973 г. ситуация изменилась в лучшую сторону — 13 млн. долларов. На текущий момент прибыль фильма составляет более 164 млн. благодаря многократно растиражированным образам — и в компьютерных играх, и в парке развлечений Disneyland, а также книгах, костюмах и других сферах массовой культуры.
Екатерина Семенова
Tvkinoradio.ru