Эпоха сериалов, которые сегодня так популярны и выходят по десятку в месяц, началась в Америке 1930-х гг. на радиостанции. Первая мыльная опера стартовала на радио 20 октября 1930 г.
Однажды Ирна Филлипс посетила радиостанцию WGN в Чикаго в поисках работы, хотя была школьной учительницей. Первоначально ее наняли как актрису, но вскоре стало востребованным ее писательское мастерство. Результатом ее первых опытов стал сериал «Сью и Ирэн», в котором она и Ирин Уикер озвучивали всех действующих лиц. Дневные эфиры спонсировались Lever Brothers, производителями стирального порошка, отчего сериал и получил название «мыльный». Рекламодатели рассчитывали, что большинство слушателей — домохозяйки. Появляться в таких сериалах захотела и известная уже в то время компания P&G. И сериалы стали еще более «мыльными». Но это все было на радио. ТВ-версии с еще большим объемом рекламы появились в 1947 г. Так что «мыльная опера» имеет прямое отношение к самому обычному мылу.
Первой мыльной оперой, которая транслировалась на все США, была «Клара, Лу и Эм», вышедшая в эфир на канале NBC Blue Network поздним вечером 27 января 1931 г. Серия длилась 30 минут, на радио серии были короче. К середине 1950-х гг. мыльные оперы уже доминировали в телевизионной сетке вещания поздним утром и в обед в будние дни. Эта традиция пришла еще из эпохи радиопрограмм.
С 1930-х по 1950-е гг. классическая американская мыльная опера была, как правило, рассказом о семье среднего класса, живущей в маленьком городке. Мелкие и крупные недостатки и козни врагов влияли на повседневную жизнь членов семьи, но добро неизбежно торжествовало в конце, или, по крайней мере, все проступки справедливо наказывались. Большинство съемок происходило в помещении, обычно в безупречном доме или офисе. Реальность домашней работы или перипетии бизнеса вторгались в сюжет редко. Диалоги были драматичными и лишь изредка с юмором.
К 1970-м гг. стиль и содержание мыльных опер претерпели изменения. В сериалах стали открыто обсуждать такие вопросы, как аборты, наркоманию, жестокое обращение с женщинами и болезни, передающиеся половым путем. Персонажи различного расового и этнического происхождения были введены в ранее полностью белое англосаксонское население. Традиционный акцент на романтических и супружеских проблемах остался, но к распутному поведению, насилию и преступной деятельности стали относиться намного снисходительнее. Хронометраж некоторых серий увеличился до 60 минут, а некоторые даже транслировались в вечернее время в прайм-тайм.
Кстати, компания P&G продолжала спонсировать сериалы до 2010 г., когда мыльная опера «Как вращается мир», созданная при ее поддержке, в последний раз вышла в эфир. Шоу было ведущим дневным телесериалом в течение десятилетий, но к концу потеряло около двух третей своей аудитории. За эти годы P&G выпустила 20 мыльных опер для радио и телевидения, но сейчас рейтинги дневных драм стабильно падают, поскольку женщины, их целевая аудитория, переключаются на ток-шоу и реалити-шоу и проводят больше времени за чтением онлайн-СМИ и в социальных сетях.
Екатерина Безуглова
Travelask.ru