Вы узнаете ее? Да, это – Венера Милосская, жемчужина древнегреческого искусства, созданная за 120 лет до н. э. Вместе с Джокондой и Никой Самофракийской она является одной из трех звезд Лувра.
Ежегодно 70 процентов посетителей Лувра, около 6 миллионов человек, толпятся перед Венерой Милосской. Почему эта мраморная статуя, найденная случайно на поле греческого крестьянина, стала одним из символов западного искусства? Конечно, из-за ее красоты, но также и из-за ее тайн. Ибо, несмотря на изучение в гамма-лучах, проведенное несколько лет назад по случаю реставрации, остается множество вопросов.
Сравните верх и низ
Бюст выглядит застывшим, а ноги, похоже, продолжают движение. И действительно статую нашли двумя раздельными частями. Сначала верх, потом низ. 8 апреля 1820 года Йоргос Кендротас, крестьянин острова Мелос (современные греки называют его Мило) архипелага Киклады, пахал землю. Он невольно вызвал обрушение почвы, обнаружилась пустота, в которой покоились бюст и голова статуи богини. Оливье Вутье, французский морской курсант, находившийся рядом, вроде воскликнул, увидев ее: «Моя Венера!» Через несколько дней неподалеку обнаружились задрапированные ноги и мраморный фрагмент пояса с застежкой.
Если рассматривать ее вблизи, эта Венера является экземпляром конструктора. Каждая из ее частей создавалась отдельно, а потом они были соединены скрепами (бюст, ноги, стопы) по технологии взаимодополняемых деталей.
Имела ли статуя руки?
По прибытии во Францию шедевр был точно безруким. А когда скульптор Ланж, которому была доверена реставрация, приделал ей в 1822 году руки, он отказался их демонстрировать из-за разгоревшейся бурной полемики. Имела ли Венера в момент открытия верхние конечности? Это одна из загадок. Оливье Вутье зарисовал обе ее части, но без рук. Впрочем, путешественник Жюль Дюмон Дюрвилль, которому ее показали через несколько дней, сообщил: «Статуя, обе части которой я измерил, имела в высоту примерно шесть футов. Она изображала обнаженную женщину, чья левая поднятая рука держала яблоко, а правая поддерживала умелую драпировку с поясом».
Действительно ли он ее видел? Или хотел усилить ее привлекательность, чтобы Франция расщедрилась на покупку? Спор не завершен. Тем более, что кое-кто утверждает, будто видел ее руки на земле, и уточняет – красавица потеряла их во время драки на пляже между французами и турками, поскольку каждый хотел завладеть статуей. В 1874 году даже говорилось, что Венера не только была целой в момент находки, но и стояла на пьедестале! Единственная очевидность: несмотря на тщательные поиски, отсутствующие руки так и не были обнаружены.
Восхититесь этим безмятежным лицом!
Надо ли признать в нем черты Афродиты, богини любви (у римлян – Венера), которую часто изображали полуобнаженной, или это другая богиня? К примеру, Амфитрита, морское божество, почитаемое на Мило. Из-за отсутствия рук, а значит, и атрибутов, ничего нельзя сказать наверняка. Поэтому и были придуманы различные предметы, которые богини держали в руках. Держи она лук или амфору, она была бы Артемидой (богиней охоты) или данаидой (мифологическая фигура, осужденная на наполнение водой бездонной бочки). Многие видят в ней изображение Афродиты из-за ярко выраженной женственности силуэта и чувственности ее форм. Другие указатели – несколько отверстий в мраморе для крепления – свидетельствуют, что она носила металлические украшения: браслет, серьги и ленту в волосах. В этом случае Афродита должна была держать яблоко, корону, зеркало или щит, в котором любовалась своим отражением. Все эти элементы позволили бы точно идентифицировать ее. Пока покров тайны остается.
Поглядите на ее нос
Он – совершенство. Но ее ли этот нос на самом деле? Все, кто видел ее в момент находки, утверждают, что нос был поврежден. И то, что мы видим сейчас, является протезом. В 1822 году скульптор Ланж (опять он) мечтает снабдить свою красавицу идеальным носом. Обработав мраморное основание, он укрепляет на нем гипсовый слепок. Попытавшись удалить его, реставраторы обнаружили, что под гипсом мрамор был столь уродлив, что пришлось поставить нос обратно.
Теперь поглядите на ее левую грудь. Над ней работали. В 2010 команда реставраторов с удивлением обнаружила под гипсовой затычкой бумагу, подписанную мастером мраморных дел Лувра в 1936 и указывающую на переделку.
Перейдем к ногам. В XIX веке реставратор решил изготовить ей одну стопу из гипса, но позже ее удалили. А ее правая щиколотка точно является подделкой и датируется 1822 годом.
И кто же автор этого шедевра?
Посмотрите, с какой грациозностью драпировка скользит по бедрам. Богиня кажется захваченной врасплох – падение одежды заставляет ее сжать ноги. Обнаженность бюста контрастирует со светом и тенью плиссе, а отсутствие рук усиливает ощущение величия.
Видя такое совершенство, вначале подумали, что это творение Праксителя, величайшего скульптора IV века до н. э. Либо это копия произведения мастера. Но Венера Милосская, несмотря на свою божественность, выполнена с нововведениями, появившимися в конце эллинистической эры между II и I веками до н. э. Легкий поворот ее бюста по отношению к основанию, удлинение торса и маленькая грудь характерны именно для этого периода.
И сегодня личность художника остается неведомой. Но очевидно главное – красота произведения.
Источник – «Студенческий меридиан»