Необычное творение художника
Представьте себе помещение настолько особенное, что его разобрали, упаковали в 27 ящиков, а затем переправили через океан. В 1904 году именно это и произошло с Павлиньей комнатой — декоративным шедевром американского художника Джеймса Уистлера.
Изначально она была создана как столовая для очень богатого английского судоходного магната Фредерика Ричардса Лейланда и считается классическим образцом англо-японского стиля, пленившего Европу в конце XIX века.
Художник с буйной фантазией
Сначала обустройство комнаты поручили архитектору Томасу Джекиллу. Центром композиции должна была стать уникальная коллекция китайского синего и белого фарфора Лейланда. Джекилл украсил стены кожаными шпалерами кордовской выделки, за которые магнат отдал целое состояние, и придумал открытые решетчатые полки, на которых и должен был расположиться тот самый фарфор. Эти шпалеры XVI века привезла в Англию Екатерина Арагонская в качестве своего приданого Генриху VIII. Кожаные полотнища украшали тисненые геральдические девизы британских монархов и красные розы Тюдоров. Часть работ архитектор выполнил: стены по периметру обросли замысловатыми деревянными стеллажами, к ним добавился валлийский комод, потолок в стиле Тюдоров, и камин с позолоченными бортами. Но болезнь вынудила Джекилла отказаться от проекта. Его заменил Джеймс Уистлер. Заказчик Фредерик Лейланд вынужден был надолго отлучиться по делам в Ливерпуль и согласился на некоторые изменения интерьера перед отъездом. Уистлер ухватился за это и начал свои эксперименты.
Концепция комнаты почти полностью изменилась. Творческий потенциал художника зашел так далеко, что тот зарисовал драгоценные шпалеры. Он полностью тонировал бесценную кордовскую кожу в зелено-голубой цвет, а ореховое дерево джекилловских полок – сплошь покрыл золотом. Сделал Уистлер это из эгоистических соображений, чтобы его картина «Розовое и серебряное: принцесса из страны фарфора» оставалась в центре композиции комнаты и не пересекалась с красными розами на шпалерах. На картине изображена Кристина Спартале, дочь английского производителя хлопка, ставшего позже генеральным консулом Греции в 1866 Майкла Спартали. В письме о работе над комнатой Уистлер писал: «Вы знаете, я просто рисовал и рисовал дальше. Продолжал без намеченного ранее эскиза, по вдохновению, рисунок рос и рос. В конце достиг такого совершенства, в каждое прикосновение кисти вкладывал ощущение невероятной свободы и, когда приблизился к началу, понял, что нужно часть переписать заново, чтобы разница не была слишком заметной».
Вернувшийся Лейланд был потрясен переделками настолько, что уволил Уистлера. Между ними возник конфликт, так как заказчик отказался платить за работу. В какой-то момент между спорами Уистлер сумел проникнуть в «Павлинью комнату» и дорисовать двух павлинов. Это было его последним словом. С присущей ему язвительностью он также сообщил магнату: «О, я сделал вас знаменитым. Моя работа будет жить, когда вас забудут. Таким образом, по воле случая, в веках вас будут вспоминать как владельца Павлиньей комнаты».
Судьба создателей шедевра сложилась печально. Уистлер, судившийся с Лейландом из-за оплаты до 1879 года, разорился и объявил себя банкротом. Кроме того, художник умудрился безответно влюбиться в жену Лейланда Френсес, которая, в свою очередь, с супругом рассталась. Годом позже комната «убила» архитектора Томаса Джекилла – его тело нашли, полностью покрытое сусальным золотом. Вероятно, он не пережил надругательства над своим творением!
Воссоздали заново
Потрясающий золотисто-голубой интерьер был закончен в 1877 году. Несмотря на все скандалы и недовольство результатом, Лейланд не стал переделывать комнату, а все-таки обставил ее китайским фарфором и любовался до самой смерти в 1892 году. Потом комнату разобрали его дети. Через 12 лет шедевр решили показать на выставке в Лондонской галерее. Американский промышленник и коллекционер Чарльз Лэнг Фрир был так комнатой очарован, что купил её и переправил в Соединенные Штаты. За океаном Павлинью комнату собрали в доме Фрира в Детройте. Полки он заполнил своей потрясающей коллекцией керамических изделий, привезенной из Азии и с Ближнего Востока. После кончины Фрира комнату передали в дар Смитсоновскому институту вместе с большой частью его художественной коллекции. Сейчас ее можно посмотреть в галерее Саклера в Вашингтоне, округ Колумбия.
В 2011 году музейные работники несколько месяцев потратили на изучение архивных снимков, чтобы разместить коллекцию фарфора Лейланда так, как того хотел он сам. Раз в месяц в комнате открываются ставни, чтобы позволить солнечному свету проникнуть в пространство и подчеркнуть красоту чудесной керамики.
Подготовила Анна Попенко,
по материалам Travelask.ru, Journal.homemania.ru, Pragmatika.media, Tiny-rat.livejournal.com