Храм с древней историей снова стал мечетью
Как известно, собор святой Софии в Стамбуле, по распоряжению турецких властей, недавно снова стал мечетью. Представители христианской церкви опасаются, что одна из величайших святынь христианского мира будет утрачена для верующих.
Собор уже превращали в мечеть. После падения Константинополя в 1453 г. Султан Мехмед II Фатих был поражен его совершенством и превратил православный храм в придворную мечеть, коей он служил почти 500 лет.
Мрамор со всего света
Начнем с того, что собор Софии возведен на месте акрополя античного Византия. Возведение собора именно здесь неслучайно. Тут сливаются бухта Золотой Рог и пролив Большой Босфор – это точка на карте древнейшего морского торгового пути из Средиземного моря через Мраморное в Черное. Из причерноморских земель в этот регион шли суда с зерном и рабами.
Как часто случалось во времена Средневековья, храм Софии возводился несколько раз. Так как первые его варианты были из дерева, церкви часто уничтожали пожары. 13 января 532 г. в результате восстания, которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг.), здание храма в очередной раз сгорело. Спустя 40 дней после пожара император повелел на его месте построить новую церковь, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами владыка Византии пригласил лучших архитекторов того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 тыс. рабочих!
На постройку собора материал собирали со всей страны. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.
Также в Константинополь по императорскому приказу свозились в больших количествах архитектурные элементы и декоративная облицовка древних языческих античных построек (например, из Рима были доставлены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса 8 колонн из зеленого мрамора). По другой версии, все 8 колонн происходят из храма Аполлона в Баальбеке. Есть даже легенда, что колонны Софии высекались по повелению царя Соломона из горных пород Эльбруса и других священных гор, а выполняли эту неподъемную работу джинны, феи и великаны. Считается, что для отделки собора использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками – из района Босфора, зелёный — из города Каристос в Греции, цветной — из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный — из Спарты, жёлтый — из Ливии.
Поговаривают, кстати, что императорские врата святой Софии сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега. Справедливости ради, стоит отметить, что они изготовлены в середине XIX в. Оригинальные же вывезли крестоносцы в начале XIII ст., когда грабили павший Константинополь. Входил в эти врата только император. Для сановников и свиты использовались другие двери.
Именно из-за сверхъестественной роскоши собора святой Софии в народе родилось много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. Юстиниану, например, приснился сон, в котором ангел якобы поведал императору план строительства храма. По повелению императора, храм и императорский дворец связывала сеть подземных тоннелей. Чтобы они не разрушались, собор покоится на мощных сваях.
Загадки собора
В столь древнем соборе множество интересных мест. К достопримечательностям относится, например, так называемая колонна святого Григория — «плачущая колонна», покрытая медью. Существует поверье, что если положить руку с просунутым большим пальцем в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.
А в правой части храма есть загадочная ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались османы, в церкви укрылось 1000 верующих. Когда турки взяли храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда гласит, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.
На втором этаже Софии находится гробница известного венецианского дожа Энрико Дандоло, прославившегося тем, что возглавлял отряды крестоносцев при осаде и захвате Константинополя. В 1204 г. под напором войска энергичного 97-летнего слепого венецианца город был захвачен и разграблен. Пострадала и святая София – крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь – плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год. Его похоронили в святой Софии, но сегодня его гробница пуста. После завоевания Стамбула в 1453 г. султан Мехмед II приказал выбросить останки легендарного дожа собакам. Любопытно, что именно его гробница интересовала Роберта Лэнгдона из романа Дэна Брауна «Инферно».
В соборе можно найти рунические надписи на парапетах, высеченные, очевидно, викингами, состоявшими в гвардии у византийского императора. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 г., затем нашли ещё ряд надписей. Предполагается существование и других рун, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились.
Гигантские лабиринты Софии
Интригуют сведения о наличии под храмом подземных лабиринтов. Из разрозненных источников известно, что под Софией расположены древние цистерны для сбора воды, многочисленные тоннели для ее подачи и передвижений важных государственных деятелей. Два европейских путешественника уже в османское время спускались в эти резервуары: англичанин Джон Ковель в 1676 г. видел там высокое сводчатое помещение, в котором вода стояла на уровне около 5 м, а голландец Корнелиус де Брюин в 1698 г. писал о 10 резервуарах, своды которых держались на 40 колоннах.
В 1945 г. американские историки архитектуры Уильям Эмерсон и Роберт Ван Найс попытались пробраться в подземелья Софии. Тогда было решено выкачать оттуда воду, но, несмотря на все усилия, ее уровень не понижался. В конце концов, у помпы перегорел двигатель, и ученым пришлось отказаться от своей затеи. После них лезть под воду долго никто не решился.
Только через более чем 30 лет турецкий кинодокументалист Гёксель Гюленсой с учеными исследовали подземелья храма в три этапа: в 1988, 2009 и 2013 гг. «Мы нашли катакомбы и подземные склепы. Катакомбы представляли собой помещения для захоронений, в которых тела располагались на полках», — рассказал турецкий режиссер. Кроме того, в стенах увидели две плотно замкнутые двери, но не пытались их открыть. Водолазам было разрешено находиться под водой не более 50 минут. Нельзя исключить, что за дверями и скрываются те огромные цистерны, о которых рассказывают путешественники. Во всяком случае, сканирование храма показало наличие под ним обширного пустого пространства.
Как уверяют ученые, загадок у собора еще множество. Но исследователи опасаются, что теперь, когда храм стал мечетью, доступ к собору им или закроют, или существенно ограничат.
По материалам Vladimirdar.livejournal.com