Среди натурщиц, изображавших богородицу, были проститутки, а образ мертвой Девы Марии художник срисовал с утопленницы
29 сентября 1571 года родился Микеланджело Меризи да Караваджо — известный итальянский живописец, который часто рисовал библейских персонажей. Одна из его картин — «Успение Девы Марии».
Немытые ноги апостолов
Не полотне изображена скончавшаяся Дева Мария. События эти не описываются в Библии, но о них известно из предания церкви. В этот день апостолы из разных стран собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей и похоронить ее. Церковь называет это успением, а не смертью: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевается в тропаре, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь». Считается, что тело ее не подвержено тлену.
Совсем иной представил Деву Марию Караваджо. В его видении она обычная женщина, жизнь которой была полна испытаний, а потому тело измучено и со смертью обрело покой. В качестве модели Девы Марии художник использовал даже не проститутку, что обычно практиковал, но утопленницу, которая сгинула в водах Тибра. Правда это или нет — остается догадываться, как и о многих других историях о Караваджо.
Караваджо в период расцвета писал библейские сюжеты. Однако в отличие от современных ему маньеристов, представлявших Христа и его последователей рафинированными персонажами, Микеланджело Меризи показывал их человеческую сущность. Поэтому у героев могут быть и немытые ноги, и отрепья вместо одежды, и нездоровый цвет кожи. Яркими вспышками на темном фоне Караваджо акцентирует внимание зрителя, заставляя его переосмыслить знакомый сюжет. Благодаря игре света и тени он создает драматический эффект и добивается включенности зрителя…
О личности художника сохранились противоречивые данные. Это объясняется и тем, что серьезных биографов у Караваджо не было, и тем, что он был импульсивным открытым, а потому казалось, что в его характере сошлись лед и пламя. Современники говорили о нем, как импульсивном, вспыльчивом, прямолинейном, открытом, чувствительном человеке.
Первым учителем Меризи был Симоне Петерцано, который брал уроки живописи у Тициана. Вместе они проехали по многим городам Италии, чтобы познакомиться с работами великих итальянцев. Самостоятельная карьера Караваджо началась поздно. В 20 лет он приехал в Рим, не имея за плечами выдающихся работ, тогда как в то время художники начинали в 12-13 лет. Однако уже в первой монументальной работе он выступил как новатор и провокатор. Для Девы Марии могла позировать проститутка с внебрачным ребенком, у апостолов могли быть немытые ноги. Шулеры, разбойники, цыганки — всех этих персонажей Караваджо видел сам, открывая для себя дно Рима. Это произвело впечатление на современников, и к нему выстроились в очередь с заказами.
Убил криминального авторитета
Караваджо не боялся помещать героев спиной к зрителю — создавалось впечатление, что они выходят за пределы рамы и включают наблюдателей в свои сцены. За темноту полотен художника называли подвальным — и были недалеки от истины. Первое время самостоятельной карьеры живописец работал в погребе, где единственным источником света была открытая дверь. Возможно, это обстоятельство могло навести художника на то световое решение, которое он разовьет.
На многих полотнах нарушены пропорции и перспектива. Исследователи полагают, что это объясняется использованием зеркал. Но не исключено и то, что гениальность Караваджо позволяла ему обходиться без специальных трюков. Для Меризи не было второстепенных деталей на полотне. Портрет и натюрморт были равнозначны, он писал их с одинаковой страстью. Поэтому Караваджо называют основоположником натюрморта как особого жанра.
Некоторые исследователи подозревают в гомосексуальности Караваджо — в качестве аргумента в пользу этой гипотезы приводят портреты подмастерья Марио Минитти. Однако известно, что у живописца были неоднократно отношения с девушками, а чувственность, с которой он изображал красивых молодых юношей, — вероятно, не столько его художественный прием, сколько ответ предпочтениям заказчиков, которые как раз действительно любили и юношей, и мальчиков.
Караваджо почти не расставался со шпагой, что неоднократно было причиной повышенного внимания полиции. В конечном итоге, эта привычка сыграла против него: во время азартной игры в мяч Меризи убил своего соперника Рануччо Томассони — своего рода криминального авторитета, тесно связанного с властью. За это преступление художник был объявлен папой римским вне закона, что означало, что каждый встречный мог Караваджо убить, голову отправить в Ватикан и получить за это вознаграждение.
Последние четыре года Караваджо скитался по итальянским городам. «Его смерть была недостойной, как и его жизнь», — напишет один из современников Караваджо, кстати, тоже художник и, по всей видимости, конкурент и завистник. Как в действительности умер Микеланджело Меризи, неизвестно. Сохранились сведения, что в 1610 году он получил прощение понтифика и отправился в Рим, чтобы лично убедиться в этом и вернуться к прежней жизни в Вечном городе. Но до Рима он так и не добрался. Где, как и почему он умер — неизвестно. Вскоре после кончины Караваджо многие из его работ были изъяты из церквей — контрреформация объявила его картины ересью. Только в середине XX века живописец был вновь открыт широкой публике.
Источники — «Дилетант-медиа» , «Библейская энциклопедия архимандрита Никифора», А. Таиров «О жизни и творчестве Караваджо», Р. Бланшар «Свет и тень. Загадка Караваджо», А. Махов «Караваджо»