В одной из передач «Кто хочет стать миллионером?» был такой вопрос: «На что надевают мюли? На глаза, на уши, на руки или на ноги?» И многие удивятся, узнав, что такое мюли.
Потому что действительно прекрасно знают эту обувь — туфли без задника и с закрытым носком, которые носят со времён Древнего Рима.
Правда, там их, кожаные туфли, окрашенные пурпуром, который добывали из моллюсков, могли носить только высшие должностные лица, верховные магистры, изучавшие философию и другие науки. Поэтому туфлям и дали такое название, от латинского mulleus – мыслитель. Но после падения Римской империи мюли ушли в забвение на несколько столетий, а когда вернулись в XV веке, их статус привилегированной мужской обуви понизился до уровня будуарных у европейских аристократок, которые сделали их домашней обувью на манер бабушей (кожаных тапочек без задников с длинным загнутым носом) у жителей Востока.
Иного применения и быть не могло: мюли были не очень удобными (легко соскальзывали со стопы) и слишком откровенными для общества, где демонстрация обнажённой пятки считалась чересчур смелым поступком.
Но всё же, по легенде, в 1694 году известная красавица Франции, придворная дама короля-солнца Людовика XIV графиня д’Олон надела в церковь красные (почти как у римских магистров) парчовые мюли на небольшом каблуке. Смелость породила, само собой, зависть: примеру нахалки последовала знаменитая фаворитка короля маркиза де Помпадур. После чего мюли, само собой, стали самой модной обувью в Версале.
Пик популярности мюли пришёлся на конец XVIII века, в период правления короля Франции Людовика XVI, когда их, украшенных вышивкой золотыми нитями, камнями и перьями, носили придворные дамы и даже королева Мария-Антуанетта. В галантный XVIII век у этих туфель появилась новая функция – соблазнять, и мюли прекрасно справлялись с этой задачей.
Но после Великой французской революции были отвергнуты все признаки буржуазии, к которым, в том числе, относились и обольстительные шёлковые туфельки на каблучке. Соскользнувшие с аристократической ножки мюли с радостью подхватили женщины лёгкого поведения: в пуританскую эпоху правления английской королевы Виктории эти сексуальные, легко снимаемые с ноги туфельки стали носить в публичных домах. И к началу XX века мюли уже ассоциировались исключительно с проституцией.
Однако время шло, нравы смягчались, а соблазнительность мюли оставалась, перед чем не устояла американская актриса Мэрилин Монро. Она надела мюли на прозрачных каблуках и с яркими помпонами из перьев, а следом за ней мгновенно другие голливудские дивы (но в основном как домашнюю обувь) и модели пин-ап.
Остальные женщины того времени, вероятно, тихо завидовали, но считали такие туфли фривольными, абсолютно непрактичными и редко решались появляться в них на людях.
Да и как можно было ходить по городу, если мюли непременно спадали? Слава богу, среди симпатизировавших этой обуви была дочь еврейских эмигрантов из Литвы и «Первая леди американского дизайна обуви» Бет Ливайн. Желая упростить жизнь модниц, мечтавших о мюли, она изобрела в 1956 эластичную стельку Springolator, и мюли больше не соскальзывали с ног.
Дамочки благополучно стали носить вожделенную обувь, пока в 1970-е годы в моду не ворвалась обувь на платформе. Мюли ушли в туман почти на 10 лет. Горячий испанский дизайнер обуви, любитель высоких каблуков Маноло Бланик заскучал – и решил напомнить женщинам о самой сексуальной, как он называл, разновидности обуви. Женскую походку в мюлях он считал «кошачьей», балансирующей. «Египетские царицы, – говорил дизайнер, чьи туфли были названы пятой звездой сериала «Секс в большом городе», – должно быть, ходили в мюли из золота и слоновой кости, выстукивая «цок, цок, цок». А потом мадам де Помпадур прогуливалась в них по Версалю, цок, цок, цок… Разве можно представить что-то более изысканное?»
Ему возразила бывший главный редактор французского Vogue Карин Ройтфельд. В интервью New York Times она сказала, что ненавидит мюли за звук, который они издают: кломп, кломп, кломп, это не добавляет им шика.
Споры затихли на некоторое время, а потом мюли снова вошли в моду. Сегодня на тему этой модели вовсю фантазируют Louis Vuitton, Fendi, Gucci, Giuzeppe Zanotti и многие другие. А модницы продолжают цокать, кломпать и легко сбрасывать мюли в нужное время и нужном месте.
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ