Комплекс собран из огромных блоков, а резьба по камню требовала современной электротехники
Мегалитические сооружения – одна из самых больших загадок нашей истории. Кто и когда построил огромные каменные комплексы. И каким целям служили расставленные особым образом гранитные глыбы? Самое интригующее: какими инструментами обрабатывали сверхтвердые породы? Ведь мы знаем, что человечество тысячами лет обходилось простыми каменными орудиями труда, а потом долгое время в ходу были медные и бронзовые молотки и зубила. И только сейчас мы владеем необходимым оборудованием для обработки сложных и твердых материалов. Один из самых невообразимых мегалитических комплексов находится в Индии – он называется Варангал. И он просто потрясает размерами каменных блоков и высочайшим уровнем работы с твердыми породами.
Варангал — небольшой древний город на юго-востоке Индии, в штате Телангана. С XII по XIV века он был столицей правящей династии Какатия, которая была основана в 1163 году. В Варангале царили Бетараджа I, Махадева… и Рани Рудрама Деви, единственная женщина–монарх династии Какатия на Деканском плато.
В 1687 году город вошёл в состав империи Великих Моголов и оставался её частью вплоть до отделения нескольких южных провинций империи и образования ими в 1724 году самостоятельного княжества Хайдарабад.
Плавили камень
Форт Варангал сооружен вокруг небольшого озера, уровень воды в котором ранее был значительно выше, о чем свидетельствуют высокие берега, вдоль которых видны следы сползания крупных гранитных блоков. Сохранились даже железные скобы – ими скреплялись каменные глыбы.
Форт окружен тремя концентрическими круглыми стенами с оборонительными укреплениями. Первое сооружение имело форму земляной насыпи диаметром 2,4 км. Вокруг него вырыли ров шириной около 46 м. Он образовал внешние границы форта. Другая стена, построенная для защиты комплекса, была в диаметре около 1,2 км. Она представляет для ученых очень большой интерес.
Дело в том, что стена сложена из огромных гранитных блоков, что уже невероятно для того времени. Блоки неправильной формы подогнаны друг к другу без использования какого-либо раствора, по принципу так называемой полигональной кладки, какую можно увидеть в мегалитических комплексах Перу. Некоторые гранитные блоки как бы продавлены вниз, будто были размягчены в момент строительства. Что древние строители проделывали с камнем – неизвестно, ведь техника плавления твердых пород нам пока недоступна. Плюс с внутренней стороны построили ступени, неизвестно для чего предназначенные. К тому же строительство таких ступеней значительно увеличивало и без того колоссальный объем работ.
Со временем высота стены была увеличена до 8,8 м. Стена была укреплена 45 прямоугольными башнями высотой от 12 до 18 м. Существует также третье кольцо укрепления в виде грязевой стены диаметром 12,5 км, которая окружает нынешний город Варангал.
Сегодня центральная часть форта Варангал — археологическая зона, где руины храма Шивы видны только с отдельно стоящими «входными порталами» или воротами с четырех сторон. У каждых ворот есть две колонны с угловыми скобами, над которыми лежит огромная перемычка. Высота этих ворот составляет 10 м. Ворота имеют обширную сложную резьбу: «бутоны лотоса, петельные гирлянды, мифические животные и птицы с лиственными хвостами».
Базальт словно глина
В Варангале поражает большое количество изысканной резьбы по камню и её безукоризненное исполнение. Площадь покрытия резьбой колонн из базальта огромная. На базальт нанесены сложные орнаменты, каждый элемент идеален, что требовало от мастеров немалых усилий и терпения. Сложные и симметрично повторяющиеся орнаменты и фигуры, в том числе и по внутренним контурам, выполнены как будто с одного шаблона. Мелкие детали резьбы отполированы даже по острым углам. Трудно представить, какими инструментами можно было проделать столь грандиозную работу. О примитивных орудиях не может быть и речи — использовался высокотехнологичный инструмент, только вот какой? Не забываем, резчики работали с базальтом – а это одна из самых твердых пород на Земле.
Нельзя пропустить храм Рамаппа, расположенный в деревне Палампет, примерно в 67 км от Варангала. Храм был построен в 1213 году, во времена правления царя Какатии Ганапати Дева и известен своим архитектурным совершенством. Это единственный храм в стране, названный по имени его скульптора – Рамаппы. Этот храм считается одним из лучших средневековых храмов южной Индии. Он возведен на платформе высотой около двух метров из легких кирпичей, которые не тонут в воде, а плавают. Стены храма, потолки и колонны также украшены замысловатой резьбой.
Порталы богов
Альтернативные индийские историки называют Варангал входными порталами в мир верховных индуистских богов. Видимо, поэтому на уникальных изображениях, выгравированных на воротах, — танцующие, играющие и улыбающиеся боги. Так их представляли древние строители. А может, мастера, работающие над филигранной резьбой, говорили нам, что наше существование нужно воспринимать с буддийской улыбкой, не вдаваться в печали, а радоваться сегодняшнему дню… настоящему, что только и существует.
Другие приверженцы альтернативной истории считают, что индийский мегалитический комплекс – дело рук той неведомой нам цивилизации, которой по силам было возвести огромные пирамиды в Египте и комплексы в Южной и центральной Америке, ворочать многотонные блоки и резать камень, словно глину.
По материалам zhitanska.com, ardm.livejournal.com