Как приятно в лютые морозы спрятать руки в теплые шерстяные варежки. А если варежки украшены дивными узорами или орнаментами, то и глаз радуется такому аксессуару.
История появления
Трудно сказать точно, кто и когда придумал первую рукавицу. Можно утверждать лишь то, что случилось это не на юге, а на севере. Взял один умный житель каменного века кусок звериной шкуры и смастерил мешочки для рук — защиту от холода. Кроме того, в «прабабушках» современных рукавиц было удобнее держать тяжелые орудия труда. Потом появился другой сообразительный человек, который додумался сделать в мешочке отделение для большого пальца. Так же тепло, но гораздо удобнее работать.
Шли века… Активно использовали рукавички крестьяне — люди простые, трудовые. А что же бояре и дворяне? Да знатным дамам и кавалерам просто не было нужды дополнительно утеплять руки. Они носили одежду с очень длинными рукавами, которые и защищали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Но сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из крестьянского быта в дворянский. Правда, выглядеть аксессуары стали гораздо ярче и богаче. Для господ их шили из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение.
Более демократичные рукавички тоже претерпели определенные изменения — возникли всем нам привычные варежки. Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички — то, что сделано из меха или ткани, а варежки — только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней — вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) — длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали митенки из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века накулачники почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.
Считается, что слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что предмет одежды был заимствован у варяг — выходцев из скандинавских стран. Кстати, именно из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах. Там эти занимались исключительно мужчины. У нас же вязать стали преимущественно женщины. Со временем даже появилась традиция, что девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.
Непростой орнамент
Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Орнамент в прошлом не был декоративным рисунком. Каждый его элемент имел определенный смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Символика орнаментов схожа у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой в центре обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Цепочка из ромбов – «древо жизни», ромб с продленными сторонами защищал от проказ темных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест — символ огня и солнца. Зигзагообразная полоса или «веревочный» узор — означали пожелание долголетия ее владельцу.
Самый распространенный после геометрического — растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический (птицы, звери, насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери).
Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, — это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься, следовало защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Традиционно расцветка, как и узоры, подбиралась в зависимости от назначения изделия. На повседневных вещах узоры были простыми, а цвета скромными и не слишком маркими: черный, серый, коричневый, темно-синий. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные варежки. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зеленые, черно-желтые, черно-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов. Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро распространившись по Европе, машинный трикотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание. Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило искусно и с любовью выполненные ручные изделия.
В современном мире шерстяные варежки и теплые рукавицы уже не расшиваются жемчугом и золотыми или шелковыми нитями, не передаются по наследству. Но и превратиться им в сугубо практичный аксессуар не дали дизайнеры и модельеры. Именно они обратили свое внимание на варежки и все чаще используют их в создании зимних коллекций одежды.
Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой рукавички? Узорчатые вязаные варежки прекрасно смотрятся и с современной однотонной курткой или пуховиком, и с меховой шубкой.
Шерстяные варежки, связанные любящей мамой или бабушкой, ценятся с каждым годом все больше. Потому что подобная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души, которая и от холода, и от злых напастей защитит.
По материалам Ruspravda.info