Автор книги был бандитом, но сдался своему другу детства инспектору угро и будущему писателю Евгению Петрову
Когда идея второй части картины «Зелёный фургон» ещё только родилась, многие отнеслись к ней скептически. Из актёров, снимавшихся в первой части, в живых остался только Дмитрий Харатьян. Да и сам сюжет фильма не предполагал никакого продолжения. Как же удалось воплотить эту идею? И что общего у нового фильма со знаменитой лентой?
«Для меня этот фильм – очень семейный»
«Зелёный фургон-2» снимал режиссер Сергей Крутин, отец которого работал оператором-постановщиком на съемках первого «Зеленого фургона».
– Режиссером того «Зеленого фургона» был Александр Павловский, а оператором-постановщиком – мой отец Виктор Крутин. Мало того, я был на съемках, и какие-то моменты производства запомнились на всю жизнь. Мой отец снял много картин, некоторые из них стали классикой, но «Зеленый фургон» отец любил больше других фильмов и считал самой удачной работой в своей карьере. Так что для меня этот фильм – очень семейный, можно сказать, – говорит режиссёр.
Конечно, существовали опасения, что продолжение знаменитого фильма, как это часто бывает, окажется менее удачным.
– Когда снимаешь продолжение, или ремейк, всегда существует опасность, что оно будет менее удачным, чем фильм первый. Но сценарий оказался перспективным. Александр Морев и Олег Мороз придумали интересное решение, – рассказывал Сергей Крутин.
Дмитрий Харатьян с удовольствием вернулся к роли Володи Патрикеева. С выбором актёра на роль Серегина режиссёр тоже определился сразу.
– Я давно знаю Семёна Трескунова, сомнений в выборе актера на эту роль у нас не было. Его герой, сержант Серёгин, своей романтичностью и наивностью мышления весьма напоминает того юного Володю Патрикеева, также мечтавшего о карьере Шерлока Холмса.
Воровку Катьку Жарь, как и 30 лет назад, сыграла дочь Льва Дурова – Екатерина, которая недавно умерла от рака.
– Я очень рад, что музыку ко второму «Фургону» написал Максим Дунаевский, и, возможно, в стране родится еще несколько кинохитов, таких, как «Ты где, июль?», – говорит Сергей Крутов.
По словам авторов сериала, они понимают, что это два совершенно разных фильма.
– Но мы постарались сохранить добрую иронию, романтизм и юмор первого «Фургона», – заявил Сергей Крутов.
Насколько эти старания оказались успешными, решать зрителю.
О чём новый фильм
На дворе 1946 год. Когда-то знаменитый борец с самогоноварением, оперативник, уничтоживший банду Червеня, Владимир Патрикеев за эти годы прошел сложный жизненный путь. От былого героя-романтика, который хотел изменить мир, не осталось и следа. Пройдя через предательство, тюрьму, Патрикеев обижен на систему, но она его так и не сломала. Он ищет справедливости и соглашается вернуться работать в одесскую милицию внештатным сотрудником. И начинает расследовать сложные уголовные дела под руководством совсем «зеленого» сержанта Жени.
В работе над раскрытием дела о фальсифицированной водке Патрикеев сталкивается с молодым амбициозным следователем, который оказался сыном того самого вора- конокрада Красавчика из первого фильма. Вот так спустя 20 лет Патрикеев снова сталкивается с потомком Красавчика.
Как снимался первый «Зелёный фургон»
Режиссёр картины Александр Павловский поначалу не хотел браться за работу над экранизацией книги Александра Козачинского. Во-первых, уже существовала одна экранизация книги, снятая в 1959 году Генрихом Габаем. Там роль сельского милиционера Грищенко играл Юрий Тимошенко (знаменитый Тарапунька). А во-вторых, картину собирался снимать Владимир Высоцкий, который умер накануне её запуска, и Павловский опасался, что все будут неминуемо сравнивать, как снял бы эту картину знаменитый бард.
В роли Володи Патрикеева режиссёр изначально видел Николая Караченцова. Однако тот вместе с «Ленкомом» отправлялся на гастроли в Париж. Пришлось искать замену. Очень хотели сыграть в картине Станислав Садальский и Леонид Ярмольник. Но они не очень походили на героя, каким он был описан в сценарии. И тут Павловский вспомнил, что в фильме «Розыгрыш», который снял его друг Владимир Меньшов, играл симпатичный белобрысый мальчишка. «Мне как раз такой и нужен был, ведь волосы у мальчиков, живущих на юге, у моря, за лето, как правило, выгорают», – вспоминал режиссёр. Так в картине появился Дмитрий Харатьян. Именно с лёгкой руки Павловского он впервые запел в фильме.
«Как-то после съемок мы сидели, выпивали (снимали под Одессой), Дима что-то наигрывал на гитаре, а потом запел какую-то песню Высоцкого. Я был поражен, как он хорошо поёт», – вспоминал Александр Павловский. По словам режиссёра, ему захотелось, чтобы песни в картине исполнял сам Харатьян. Однако к этому времени в качестве исполнителя уже был утверждён Валерий Леонтьев, который и должен был спеть песни «20-й год» и «Июль». Первоначально, правда, планировалось, что их исполнит Александр Градский, который был другом автора сценария картины Игоря Шевцова. Но худсовет утвердил Леонтьева. Режиссёр решил заручиться поддержкой композитора фильма Максима Дунаевского, которому среди ночи и привёз Харатьяна. С тех пор Дмитрий Харатьян прочно обосновался в ряду поющих актёров.
Многие герои книги претерпели на экране существенные изменения. Так, главный злодей Червень, блистательно сыгранный Регимантасом Адомайтисом, в книге всё время существует за кадром. О нём рассказывают другие герои романа.
Герой Александра Демьяненко метранпаж (наборщик в типографии) Шестаков в книге выведен эпизодическим персонажем, к тому же более жёстким. Но Павловский так хотел, чтобы зрители увидели Демьяненко не в образе привычного Шурика, а таким, какой он был на самом деле – тонким, очень интеллигентным человеком и глубоким актёром. Для большего драматизма он «убил» его героя, хотя в книге Шестакова его всего лишь ранят.
Действия по книге начинаются и заканчиваются в 1931 году, в санатории под Гаграми, где на отдыхе встречаются Володя и Красавчик. А все события, происходившие в Севериновке, – это их воспоминания.
Автор книги был бандитом
Александр Козачинский в повести «Зелёный фургон» описал историю своей юности. Прототипом конокрада по имени Красавчик был сам Козачинский, а главного героя он написал с друга детства Евгения Петрова, одного из авторов «12 стульев».
Александр Козачинский служил инспектором уголовного розыска в Балтском уезде. Он бросил службу, похитив вместе c сообщником фургон с зерном. Потом организовал банду, в которую вошли немецкие колонисты и бывшие колчаковцы. Они нападали на райконторы, поезда и кулаков. В 1922 году при попытке продать украденных лошадей Козачинский попал в милицейскую засаду. Во время погони с перестрелкой Козачинский узнал в одном из инспекторов уголовного розыска своего гимназического друга Евгения Катаева (Петрова), которому и сдался. Козачинского приговорили к смертной казни, но вскоре он был освобождён по амнистии.
Источник: «Новое дело» (