Топ-100

Люди в будущем станут ядовитыми?

Исследователи Окинавского института науки и технологий (Япония) обнаружили, что генетическая основа, необходимая для появления орального яда, присутствует как у рептилий, так и у млекопитающих.

Ученые предоставляют конкретное свидетельство молекулярной связи между ядовитыми железами змей и слюнными железами млекопитающих, передает Daily Mail (перевод «Инопресса» ). И, по мнению экспертов, у людей в процессе эволюции может появиться ядовитая слюна.

«Яды – это смесь белков, которые животные используют в качестве оружия, чтобы обездвижить и убить добычу, а также для самообороны, – говорит автор исследования Агниш Баруа. – Что интересно в яде, так это то, что он возник у многих различных животных: у медуз, пауков, скорпионов, змей и даже у некоторых млекопитающих. Хотя эти животные развили разные способы использование яда, оральная система, когда яд впрыскивается через укус, – одна из самых распространенных. Многие из токсинов, которые в настоящее время обнаруживаются в яде, были инкорпорированы в организм уже после того, как была создана система перорального яда. Нам нужно было посмотреть на гены, которые присутствовали до появления яда, гены, которые сделали возможным появление систем яда».

Поэтому команда искала гены, которые работают вместе и глубоко взаимодействуют с генами яда, изучая тайваньскую змею хабу. Исследователи идентифицировали около трех тысяч таких взаимодействующих генов. Затем изучили геномы других существ в животном мире, включая млекопитающих, таких как собаки, шимпанзе и люди, и обнаружили, что у всех есть свои собственные версии этих генов.

Когда команда ученых исследовала ткани слюнных желез у млекопитающих, то обнаружила, что эти гены имеют паттерн активности, аналогичный тому, который наблюдается в змеиных ядовитых железах. Поэтому ученые считают, что слюнные железы млекопитающих и ядовитые железы змей имеют общее древнее функциональное ядро, которое сохранялось с тех пор, как две линии разделились сотни миллионов лет назад.

«Многие ученые интуитивно считали, что это так, но это первое серьезное доказательство теории о том, что ядовитые железы произошли от ранних слюнных желез, – отмечает Баруа. – И в то время как змеи затем инкорпорировали в свой яд много разных токсинов и увеличили количество генов, участвующих в производстве яда, млекопитающие, такие как землеройки, производят более простой яд, который имеет большое сходство со слюной».

Кажущаяся легкость, с которой функция слюнных желез может быть видоизменена на ядовитую, поразительна. В 1980-х годах проводились эксперименты, которые показали, что самцы мышей вырабатывают в слюне соединения, которые являются высокотоксичными при введении их крысам. Если в определенных экологических условиях мыши, которые вырабатывают больше токсичных белков в своей слюне, будут иметь лучший репродуктивный успех, то через несколько тысяч лет мы можем столкнуться с ядовитыми мышами.

Находятся ли мыши на этом эволюционном пути или нет – вопрос, требующий дальнейшего изучения, но не исключено исчезновение грани между ядовитыми и неядовитыми видами. И хотя это маловероятно, при наличии подходящих экологических условий люди тоже могли бы стать ядовитыми. «Это придает новый смысл словосочетанию «токсичный человек», – шутит Баруа.