Топ-100

Растения все помнят

Цветы и деревья чувствуют так же, как и мы

Многие люди разговаривают с деревьями, при этом рискуя прослыть сумасшедшими, но недавние исследования показывают, что растения действительно могут слышать. Помимо распознавания звуков, растения владеют и другими чувствами и навыками. Они сражаются за свою территорию, уклоняются от хищников, ищут пищу и даже ловят добычу.

Слух кукурузы

Возможно, растения не качаются под ритм вашей любимой песни, но отлично слышат жужжание жука и реагируют на него. Почувствовав приближение хищника, некоторые растения вырабатывают в листьях пахучие и ядовитые вещества, способные отпугнуть непрошенного гостя. Например, резуховидка таля (Arabidopsis thaliana) вырабатывает в своих листьях большое количество горчичного масла, и когда ничего не подозревающая гусеница потребляет слишком много такого масла, то умирает от отравления.
Группа исследователей изучала наличие слуха растений во время экспериментов на кукурузе.

Предварительные результаты показывают, что корни кукурузы растут до определенных колебательных частот. Еще более удивительно, что сами корни тоже могут излучать звуковые волны. На данный момент, однако, наука понятия не имеет, как растение может издавать звуковые сигналы. Удалось еще установить, что кукуруза слышит определенные звуки и реагирует на них, в зависимости от того, друг это или враг.

Спасаются запахом

Недавно стало понятно и то, что растения чувствуют запахи. Если они ощущают присутствие хищников, то включают химическую защиту. Биологи выяснили, что, например, здоровые деревья в непосредственной близости от зараженных гусеницами собратьев более устойчивы к вредителям, поскольку их листья выделяют химические вещества, которые делают листья непригодными для употребления в пищу. Между тем изолированные деревья не производили эти химические вещества. Кажется, что атакованные деревья отправили по воздуху феромонное сообщение, которое предупредило соседей о подготовке к неминуемой атаке.

Растение повилика еще более интересно. Оно использует обоняние для охоты на добычу. Повилика по запаху определяет, где здоровая, то есть, съедобная особь, а где – нет. Некоторые паразитические растения также на запах определяют более жизнеспособных хозяев.

Зрение у растений

Несколько недавних исследований показывают, что растения обладают зрением и даже могут иметь нечто похожее на человеческий глаз — так называемые фоторецепторы. Это позволяет им различать красный и синий и даже видеть длины волн, которые мы видеть не можем.

Некоторые примитивные организмы, такие как цианобактерии Synechocystis, используют все свое клеточное тело в качестве линзы, чтобы сфокусировать изображение источника света на клеточной мембране, подобно сетчатке глаза животного. Некоторые паразитические растения, такие как вьющаяся лиана, могут изменять цвет и форму своих листьев, чтобы имитировать своего хозяина.

Мимоза стыдливая, также известная как «недотрога», — довольно интересное растение. В тот момент, когда кто-то прикасается к ней, мимоза быстро закрывает свои листья. Некоторые растения чувствительны к жаре и холоду, что позволяет им реагировать на погоду, например, изменяя скорость роста и регулировать использование воды.

Прикосновения

Осязание помогает растениям ловить съедобных насекомых. Механизм, с помощью которого венерина мухоловка ощущает свою добычу, очень похож на то, как люди чувствуют, как ползет по руке муха. Осязательные рецепторы на вашей коже воспринимают насекомое и активируют электрический импульс, который достигает вашего мозга. Он регистрирует присутствие мухи и вызывает правильную реакцию. Точно так же, когда муха трется о волоски венериной мухоловки, электрический импульс, который распространяется по листьям, активирует каналы в клеточной мембране, и мухоловка закрывает пружины ловушки менее чем за одну десятую секунды.

Вкус

Когда некоторые растения подвергаются атаке, то выделяют различные химические вещества, чтобы предупредить своих соседей. Некоторые из этих химикатов представляют собой переносящиеся по воздуху газы. Молекулы такого газа проникают в другие растения через поры на их листьях, растворяются внутри, а затем связываются со специфическим рецептором, тем самым вызывая защитную реакцию листа.

Память

Ученым удалось расшифровать механизм, который позволяет цветковым растениям запоминать изменения в окружающей среде. Основой механизма выступает комплекс PRC2, относящийся к группе белков, способных управлять перемещением частей хромосом ДНК, что приводит к их расположению на нужном расстоянии друг от друга. У высших растений этот комплекс отвечает за начало цветения при наступлении благоприятных условий. Вместе с тем, как именно растения их распознают, на данный момент было загадкой для исследователей.

Теперь же ученые установили, что PRC2 включает другой белок – VRN2. Который отличается тем, что при наступлении благоприятных для растений условий он крайне нестабилен и быстро распадается. В случае же наступления неблагоприятных условий, например, похолодания, он накапливается в организме и препятствует началу цветения. Чем больше длятся неблагоприятные условия, тем больше белка накапливается в организме и тем больше времени нужно на его разложение.

То есть, можно сказать, что растение помнит плохие времена и ждет момента, когда они останутся в прошлом.

Все эти открытия показывают нам, что растения вовсе не примитивны, как кажется многим. Они могут чувствовать и многое понимать. Просто это происходит не так, как привыкли мы.

По материалам Lifeglobe.net